Российское тюремное ведомство готовится в корне изменить положение детей, чья судьба оказалась так или иначе связана с казенными домами. Кто соприкоснулся с местами лишения свободы не по своей воле, сможет чаще видеть мать и даже жить с ней. А кто попал туда за грехи свои, встретит человечное отношение с воспитательным уклоном. Тюрьма - это слишком взрослое дело, чтобы окунать в нее детей.
По опыту Швейцарии
Руководство ФСИН России планирует создать в трех регионах центры содержания матери и ребенка, где осужденные мамы смогут постоянно жить вместе с детьми. Более того, по мнению экспертов, возраст детей, которым можно проживать вместе с мамами в колониях, надо поднять до четырех лет. Но этот вопрос еще требует изучения.
Надо подчеркнуть: в данном случае речь идет о невинных детях в полном смысле слова. Мама попала в тюрьму, а малыш поехал вместе с ней - без мамы в его возрасте никуда. Закон разрешает детям до трех лет находиться в колониях вместе с мамами. Но, как правило, заключенная мама приходит и уходит, а ребенок постоянно живет отдельно. Сейчас, по данным ФСИН, при женских колониях работают тринадцать домов ребенка, в которых проживают 667 детей. Сегодня в управлении ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области решается вопрос о создании четырнадцатого в России дома ребенка при женской колонии.
После того как малышу исполняется три года, его или устраивают к родственникам, или отдают в детдом. В перспективе же закон может уберечь от долгой разлуки и мам с детьми более старшего возраста. Сейчас тюремное ведомство ведет работу по перепрофилированию воспитательных колоний в воспитательные центры, причем при подготовке реформы активно использовалась помощь специалистов из Швейцарии.
С самого начала работы главным направлением сотрудничества была социальная реабилитация осужденных, и в первую очередь - несовершеннолетних преступников. Еще одно направление: индивидуализация работы с осужденными. Российская система в этом плане успешно развивается. За последние два года много сделано, чтобы несовершеннолетние отбывали наказание в более комфортных условиях.
1,8 тысячи несовершеннолетних отбывают наказание в 41 воспитательной колонии - по данным ФСИН на 1 июля 2014 года.
Сейчас в шести воспитательных колониях страны проходит эксперимент по созданию воспитательных центров. Главное отличие воспитательного центра от колонии - сугубо индивидуальный подход к осужденному. С подростками активно работают педагоги и социальные работники. Живут несовершеннолетние арестанты в кубриках по четыре человека. Эксперимент готовился при активном участии швейцарских специалистов, а сотрудники российского тюремного ведомства даже несколько раз выезжали на стажировки в альпийскую республику.
Сейчас российское тюремное ведомство приступает к новому этапу сотрудничества со Швейцарией: с помощью экспертов альпийской республики наша служба исполнения наказаний подготовит реформу колоний для девочек-подростков и системы домов ребенка за решеткой. В колониях для девочек есть своя специфика, которую надо учитывать при перепрофилировании в воспитательный центр. Также швейцарские эксперты подготовят предложения по реформе содержания осужденных женщин, имеющих маленьких детей.
«Увольнительную» надо заслужить
Министерство юстиции предлагает значительно смягчить подходы к осужденным, имеющим детей. Если арестант-мужчина является единственным родителем, он сможет претендовать на длительные свидания с ребенком по выходным и праздникам.
На практике это может означать, что заключенный получит возможность каждую субботу и воскресенье проводить с ребенком. Такую льготу предлагается ввести для матерей и одиноких отцов. Но при этом ставится важное условие: арестант любого пола должен положительно характеризоваться. Кто на плохом счету у гражданина начальника, будет сидеть и по воскресеньям.
Подробности прописаны в законопроекте, опубликованном Министерством юстиции РФ. «Согласно семейному законодательству Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам», - говорится в пояснительной записке к документу. Когда какой-нибудь взрослый совершает в жизни ошибку, всегда больше всего жалко его детей. Ведь судьба разбита не только у него, в первую очередь она ударила по детям.
Конечно, можно сказать, мол, взрослый должен был сам подумать о своих детях, когда переходил черту. Но в жизни бывает всякое: оступился, наделал глупостей, иногда невольно натворил бед. Спустить с рук такое невозможно, однако вычеркивать человека из жизни нельзя. Да и сам он раскаивается, потому что в душе не злодей. Что делать?
До сих пор никакого выхода не было: посадка родителя била и по детям. Теперь Минюст предлагает более гуманные подходы: человека не разлучат с детьми на весь срок. Женщины-матери и папы-одиночки, отбывающие наказания в колониях общего режима в обычных или облегченных условиях, имеющие положительные характеристики, получат право на длительные свидания с детьми по выходным и праздникам с возможностью выхода за пределы казенного дома. По сути, вводится своего рода режим «воскресного папы». На практике это может означать, что дети смогут поселиться рядом под присмотром какого-то родственника и видеть маму или папу каждое воскресенье. Понятно, что арестанту не разрешат далеко уезжать, «увольнение» будет возможно лишь в пределах муниципального образования, где находится колония. А для контроля за осужденным родителем используют электронные браслеты.
Кроме того, осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, предлагается дать право на четыре краткосрочных выезда в год для свидания с детьми. А осужденным, которым осталось до освобождения полгода, могут разрешить поселиться рядом с колонией вместе с семьей. В целом гуманные предложения касаются только тех, кому можно поверить, поэтому многое будет зависеть от поведения самого человека за решеткой.
Мал ещё...
А тем временем Министерство юстиции России завершило работу над законопроектом обязывающим проводить социально-психологическое обследование подростков при решении вопроса об аресте. Возможно, наломавшего дров ребенка еще рано бросать в камеру.
При этом всегда, когда на кону арест подростка, надо изучать возможность отдать его под присмотр. Не исключено, что строгий режим дня ему можно обеспечить и на воле. В целом новый документ делает первый шаг к развитию так называемого восстановительного правосудия, когда человека пытаются не столько наказать, сколько образумить и перевоспитать. Такая система предлагает преступнику, например, вместо тюрьмы починить разрушенный забор или отремонтировать своими руками украденный и разбитый мотоцикл. И, конечно же, первым делом извиниться перед жертвой.
Разработанный Минюстом законопроект пока не прописывает детально подобные процедуры, однако упоминает, пусть и одной строкой, «принудительные меры воспитательного характера». Помимо прочего, документ предлагает поправки в Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», предусматривающие возможность освобождения подростка от уголовной ответственности, назначая ему вместо наказания программу перевоспитания.
Как сказано в проекте, «мероприятия по социальной реабилитации и социальной адаптации могут применяться по личному заявлению лица, поданному в орган социальной защиты, а также по ходатайству должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, или социального работника, участвующего в уголовном деле в качестве специалиста».
Под принудительными мерами воспитательного воздействия как раз и понимаются различные способы достучаться до сердца и разума подростка. Например, нашкодившему малолеткезапретят выходить по вечерам из дома, закроют ему доступ в кафе, парки и прочие места, где легко не только развлекаться, но и хулиганить. Как вариант могут быть предложены общественные работы, соответствующие характеру совершенного преступления: что натворил, кому навредил, то и исправляешь, тому и компенсируешь. Но законопроект пока лишь обозначает первые ориентиры подобной системы.
Предлагается изменить и условия содержания осужденных подростков в колониях. Согласно проекту подростки должны отбывать наказание в общежитиях «или в отдельных комнатах в общежитиях, запираемых в ночное время, но не более четырех человек». Напомним, что Федеральная служба исполнения наказаний уже разработала концепцию создания воспитательных центров, которые должны прийти на смену ныне существующим воспитательным колониям. Как рассказал недавно первый заместитель директора ФСИН России Анатолий Рудый, модели воспитательных центров уже разработаны. Однако пока в законодательство не внесены соответствующие изменения, ведомство не может полностью перейти от пилотных вариантов к реализации концепции воспитательных центров.