В пятницу Минский городской суд в Белоруссии вынес приговор 16-летнему школьнику Донату С., который признан виновным в поножовщине. Прямо в школе во время сдачи задолженности по русской литературе подросток нанес полтора десятка колото-резаных ран своей преподавательнице.
По решению суда Донат проведет за решеткой восемь лет. Отбывать срок наказания он будет в воспитательной колонии.
Как следует из материалов уголовного дела, кровавая драма произошла в столичной гимназии N74 под конец учебного года. Утром 23 мая 2016-го Донат пришел сдавать свою домашнюю работу. Ему было задано выучить стихотворение по русской литературе.
В классе находился только подросток и 57-летняя учительница Валентина Владимировна. Со слов педагога, Донат молча выхватил нож и напал на нее. Как потом подсчитали эксперты, злоумышленник нанес потерпевшей 15 ран острым предметом и два удара тупым предметом. Это произошло примерно в 08:24.
Раненая учительница позвонила дочери и сообщила, что на нее напали. Дочь позвонила директору школы, вызвала скорую помощь и милицию. Пострадавшую доставили в реанимацию, а подозреваемого в нападении девятиклассника арестовали на уроке физкультуры и сразу поместили в СИЗО.
В первый день после задержания школьник давал показания, но потом отказался сотрудничать со следствием и не признавал своей вины. Одноклассники поддерживали подростка и писали ему письма в тюрьму. Некоторые однокашники пришли потом в суд вместе с родителями, чтобы дать показания, хотя их и не включили в список свидетелей.
В единственном интервью мать обвиняемого Алина рассказала о том, что у Доната были сложные отношения с учительницей: Валентина Владимировна придиралась к ученику и вызывала в школу родителей.
Мать и отец Доната успокаивали его. "Потерпи еще четыре дня (до окончания учебного года)", - говорили они. Предполагалось, что в десятом классе Валентина Владимировна уже не будет вести уроки в классе Доната.
Школьники рассказали, что Валентина Владимировна прекрасно знает свой предмет, но имеет сложный характер. Некоторые из них потом жаловались, что в следственных материалах их показания сводились к единому шаблону: "учительница была строгой, но справедливой".
Со слов Алины, орудие расправы так и не было найдено. Сразу после преступления возле гимназии подобрали кусок лезвия от столового ножа. Его отправили на экспертизу, но следов крови и отпечатков пальцев не обнаружили.
Впрочем, следователи утверждали, что нашли орудие преступления, а также обнаружили кровь потерпевшей на вещах Доната.
Известно, что подозреваемый занимался боевыми искусствами. Его тренер по джиу-джитсу охарактеризовал подростка как спокойного и уравновешенного человека, который воспитывался в хорошей семье. Донат входил в десятку лучших учеников класса, участвовал в олимпиадах и мечтал стать врачом, как и его отец.
Кстати, вместе с Донатом был задержан и его одноклассник, но после допроса его отпустили. Странно и то, что, как пишет пресса, Донат прошел проверку на полиграфе. Она показала, что подросток не врет, говоря о своей непричастности к преступлению. Вызывает вопросы и поведение подозреваемого. После нападения юноша как ни в чем не бывало вышел с другом на улицу. Пообщавшись, Донат вернулся в школу и отправился на урок физкультуры, который стоял первым по расписанию.
Судебный процесс длился два месяца. Уже на первом заседании всех участников разбирательства заставили дать подписку о неразглашении. Тайной осталось даже то, что говорил ученик в последнем слове и какое наказание просил для него прокурор. Репортеров в зал заседаний не пустили.
Доната признали виновным по ч. 1 ст. 14 ("Покушение на преступление"), п. 6, п. 10 ч. 2 ст. 139 ("Убийство, совершенное с особой жестокостью, лица в связи с осуществлением им служебной деятельности") УК Белоруссии. Ему грозил 12-летний срок лишения свободы.
Осенью 2016 года Валентина Владимировна вернулась на работу в гимназию N74, в тот же кабинет, где на нее напал Донат. В учебном заведении говорили, что потерпевшей профсоюз выплатил денежную компенсацию.
В единственном интервью, данном прессе, учительница заявила по поводу нападения, что "не держит зла на того, кто это сделал". В суде же она возмутилась статьями, которые выходят "с подачи родителей одноклассников Доната". Женщина добавила, что хочет прежде всего восстановить справедливость, а у нее, мол, даже никто не попросил прощения.