В советской историографии нападение гитлеровской Германии на СССР представляется настоящим танковым нашествием. Неуязвимые германские танковые полчища словно нож сквозь масло проходили через порядки Красной армии, а советские танки «горели как спички», ни на что серьезное, в общем-то, и не годились. Ну, за исключением Т-34. Но ведь их было так мало.
На самом деле ситуация была несколько иной. У немцев было не так уж и много бронетехники, но главное было другое: она серьезно уступала новейшим разработкам советской оружейной промышленности.
Ничего подобного советскому среднему танку Т-34 или тяжелому КВ у немцев не было и в помине. В открытом бою с этими машинами немецким танкистам не светило ничего хорошего, более того, противотанковая артиллерия вермахта была бессильна против брони советских исполинов. Большая часть немецкого танкового парка была представлена легкими машинами, имевшими противопульное бронирование и слабое вооружение.
Самый тяжелый немецкий танк Т-IV, с которым Германия начала войну с СССР, значительно уступал советским машинам как по защищенности, так и по вооружению. С учетом опыта первых месяцев боевых действий на Восточном фронте он был модернизирован, но этого было недостаточно. Немцам нужен был собственный тяжелый танк, который мог бы на равных противостоять советским КВ и «тридцатьчетверкам».
История созданияРаботы над созданием немецкого тяжелого танка велись еще задолго до начала Второй мировой войны. Хотя, реальные разработки начались в 1937 году, после того, как немецкая компания «Хеншель» получила задание создать новый тяжелый танк прорыва, масса которого должна была превосходить 30 тонн.
После начала Второй мировой войны идея создания тяжелого танка для Германии стала еще более актуальной. Уже после начала войны конструкторам компаний «Хеншель» и «Порше» дали задание разработать новый тяжелый танк массой более 45 тонн. Прототипы новых машин были показаны Гитлеру 20 апреля 1942 года, в день его рождения.
Машина, которую представила компания «Хеншель», была более консервативной, простой и дешевой, чем танк их конкурентов. Единственным серьезным новшеством, которое применили на танке, стала «шахматное» расположение катков, раньше его применяли на бронетранспортерах. Так танкостроители хотели улучшить плавность хода и точность стрельбы.
Образец, который был представлен «Порше», был более сложен, он имел продольные торсионы и электрическую трансмиссию. Он дороже стоил, требовал для производства много дефицитных материалов, поэтому меньше подходил для условий военного времени. Кроме того, танк «Порше» имел низкую проходимость и очень маленький запас хода.
Хотя, сам Порше был так уверен в победе, что еще до конкурса приказал начать серийный выпуск ходовой части нового танка. Но он проиграл этот конкурс.
На вооружение была принята машина «Хеншеля», но с некоторыми весьма существенными нюансами. Первоначально на этот танк планировали установить 75-мм орудие, которое на тот момент уже не удовлетворяло военных. Поэтому башню для нового танка взяли у прототипа компании «Порше».
Именно этот своеобразный гибрид и стал одним из самых легендарных танков Второй мировой войны — Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf E (Pz.VI Ausf E).
За все время войны было выпущено 1354 единицы Рanzerkampfwagen VI Ausf E, также было создано несколько модификаций этого танка, включая Panzerkampfwagen VI Ausf. B Tiger II или «Королевский тигр», а также «Ягдтигр» и «Штурмтигр».
В свой первый бой танк «Тигр» вступил в конце лета 1942 года под Ленинградом, первое боестолкновение для машины было весьма неудачным. Массировано эти танки гитлеровцы стали применять в начале 1943 года, апофеозом их использования стала Курская дуга.
До сих пор не утихают споры, относительно этой машины. Существует мнение, что Panzerkampfwagen VI «Тигр» — это лучший танк Второй мировой войны, но есть и противники этой теории. Часть экспертов считает, что серийное производство «Тигров» было ошибкой, которая дорого стоила Германии.
Чтобы разобраться в этом вопросе, следует познакомиться с описанием и техническими характеристиками этого незаурядного танка, понять, в чем были его сильные и слабые стороны.
Описание конструкции«Тигр» имеет классическую компоновку корпуса, с двигателем расположенным в задней части корпуса, и трансмиссией, расположенной спереди. В передней части машины находилось отделение управления, в котором были расположены места механика-водителя и стрелка-радиста.
Также в переднем отсеке располагались органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, коробка передач.
Среднюю часть машины занимало боевое отделение, в котором находились остальные три члена экипажа: заряжающий, командир и наводчик. Также здесь была размещена основная часть боекомплекта, приборы наблюдения и гидропривод поворота башни. В башне танка было установлено орудие и спаренный с ним пулемет.
Кормовую часть «Тигра» занимало силовое отделение, в котором находился двигатель и топливные баки. Между силовым и боевым отделением была установлена броневая перегородка.
Корпус и башня танка сварные, они состояли из броневых катаных листов, с поверхностным цементированием.
Башня подковообразной формы, вертикальная часть которой сделана из цельного металлического листа. В передней части башни находилась литая маска, в которой было установлено орудие, пулемет и прицельные приспособления. Поворот башни производился за счет гидропривода.
На Pz.VI Ausf E был установлен 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 230P45, который имел водяное охлаждение. Моторное отделение было оборудовано автоматической системой пожаротушения.
«Тигр» имел восемь передач – четыре вперед и четыре назад. Мало какие автомобили того времени могли похвастать такой роскошью.
Подвеска танка индивидуальная, торсионная. Катки расположены в шахматном порядке, без поддерживающих роликов. Переднее колесо ведущее. Первые 799 Pz.VI Ausf E машин имели катки с резиновым бандажом, потом их заменили на стальной.
Любопытно то, что на «Тиграх» использовались два типа гусениц с разной шириной. Более узкие (520 мм) использовались для транспортировки танка, а широкие гусеницы (725 мм) применялись для движения по пересеченной местности и боя. На это пришлось пойти из-за того, что танк с широкими гусеницами просто не влазил на железнодорожную платформу. Естественно, что такое конструкторское решение не добавляло радости немецким танкистам.
Pz.VI Ausf E был вооружен 88-мм пушкой 8,8 cm KwK 36 – модификацией знаменитого зенитного орудия Flak 18/36. Ствол заканчивался характерным двухкамерным дульным тормозом. В танковую пушку были внесены небольшие изменения, но характеристики зенитного орудия изменены не были.
Рanzerkampfwagen VI Ausf E имел прекрасные средства наблюдения, сделанные на заводе Цейса. Есть сведения, что более качественная оптика немецких машин позволяла им начинать бой раньше утром (еще в предрассветной темноте) и заканчивать боевые действия позже (в сумерках).
Все танки Pz.VI Ausf E были оборудованы рацией FuG-5.
ПрименениеТанк Pz.VI Ausf E «Тигр» применялся немцами на всех театрах военных действий Второй мировой войны. После принятия «Тигра» на вооружение немцы создали новую тактическую единицу – тяжелый танковый батальон. В его состав входили сначала две, а потом три танковый роты с тяжелыми танками Pz.VI Ausf Е.
Первый бой новых немецких танков произошел под Ленинградом, около станции Мга. Он был не слишком удачным. Новая техника постоянно ломалась, один из танков завяз в болоте и был захвачен советскими войсками. С другой стороны, советская артиллерия была практически бессильна против новой германской машины. Аналогично можно сказать и о советских танках.
Танки «Тигр» использовались во время битвы на Курской дуге, общее их число составляло 144 единицы, что составляет примерно 7,6% от общего числа немецких танков, участвующих в операции «Цитадель». Понятно, что кардинально изменить ситуацию Pz.VI Ausf Е не могли.
Успели повоевать «Тигры» и на Западном фронте Второй мировой войны, после высадки союзников в Нормандии. Также они воевали и на африканском театре военных действий.
Во всех сражениях Второй мировой войны этот танк Pz.VI Ausf E показал высокую эффективность и заслужил превосходные отзывы как от высшего командования Вермахта, так и от рядовых танкистов. Именно на «Тигре» воевал самый результативный немецкий танкист оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман, на счету которого 117 вражеских танков.
Модификация этой машины, «Королевский тигр» или «Тигр II» выпускался с марта 1944 года. Всего было сделано чуть меньше 500 «Королевских тигров».
На него была установлена еще более мощная 88-мм пушка, которая могла справиться с любым танком антигитлеровской коалиции. Еще более была усилена броня, что делало «Королевский тигр» почти неуязвимым для любого противотанкового средства того времени. Но его ахиллесовой пятой была ходовая часть и двигатель, что делало машину малоподвижной и неповоротливой.
«Королевский тигр» стал последним серийным германским танком времен Второй мировой войны. Естественно, что в 1944 году эта машина, даже если бы она обладала сверхъестественными характеристиками, спасти Германию от поражения уже не могла.
Небольшое количество «Тигров» немцы поставили вооруженным силам Венгрии, которая была их наиболее боеспособным союзником, это произошло в 1944 году. Еще три машины отправили в Италию, но после ее капитуляции этой страны машины вернулись обратно.
Преимущества и недостатки «Тигра»Так что, являлся ли «Тигр» шедевром инженерного гения Германии или был пустой тратой ограниченных ресурсов воюющей страны? Споры на этот счет продолжаются до сих пор.
Если говорить о неоспоримых преимуществах Pz.VI, то необходимо отметить следующее:
- высокий уровень защищенности;
- непревзойденная огневую мощь;
- удобство работы экипажа;
- прекрасные средства наблюдения и связи.
К недостаткам, которые неоднократно подчеркивали многие авторы, нужно отнести следующее:
- слабая подвижность;
- сложность производства и высокая стоимость;
- низкая ремонтопригодность танка.
Защищенность. Если говорить о достоинствах «Тигра», то главным из них следует назвать высокий уровень защиты. В начале своей карьеры этот танк был практически неуязвим, а экипаж мог чувствовать себя в полной безопасности. Советские 45-мм, а также английские 40-мм и американские 37-мм противотанковые артсистемы не могли причинить вреда танку на минимальных дистанциях, даже при выстреле в борт. Не лучше обстояли дела и танковыми пушками: «тридцатьчетверки» не могли пробить броню Pz.VI даже с расстояния 300 метров.
Советские и американские войска применяли против Pz.VI зенитные орудия, а также пушки больших калибров (122 и выше). Однако все эти артсистемы были весьма малоподвижными, дорогостоящими и очень уязвимыми для танков. Кроме того, ими распоряжалось высокое армейское начальство, поэтому оперативно перебросить их для остановки прорыва «Тигров» было весьма проблематично.
Отличная защищенность давала высокие шансы на выживание экипажа после поражения танка. Это способствовало сохранению опытных кадров.
Огневая мощь. До появления на поле боя ИС-1 у «Тигра» не существовало проблем с уничтожением любой бронированной цели как на Восточном, так и на Западном фронте. 88-мм пушка, который был вооружен Pz.VI, пробивала любой танк, кроме советских ИС-1 и ИС-2, что появились уже в конце войны.
Удобство для экипажа. Почти все, кто описывает «Тигр», говорит о его высокой эргономике. Экипажу было весьма удобно воевать в нем. Также часто отмечают прекрасные средства наблюдения и прицельные приспособления, которые отличались и продуманной конструкцией, и отличным исполнением.
НедостаткиГоворя о недостатках Pz.VI, первое, о чем стоит упомянуть – это низкая подвижность танка. Любая боевая машина является совокупностью многих факторов. Создатели «Тигра» максимально усилили огневую мощь и защищенность, пожертвовав подвижностью машины. Масса танка составляет более 55 тонн, что является приличным показателем даже для современных машин. Двигатель с мощность 650 или 700 л. с. – это слишком мало для такой массы.
Есть и другие нюансы: компоновка танка, с расположением двигателя сзади, а трансмиссии впереди увеличила высоту танка, а также делала коробку передач не слишком надежной. У танка было довольно высокое давление на грунт, поэтому эксплуатация его на некоторых грунтах была весьма проблематичной.
Еще одной проблемой была чрезмерная ширина танка, которая привела к появлению двух типов гусениц, что прибавило головной боли обслуживающему персоналу.
Довольно много трудностей вызывала шахматная подвеска, которая была весьма сложной для обслуживания и ремонта.
Основной проблемой, если говорить не про использования «Тигра», а о его общей роли во Второй мировой войне, является сложность танка и его высокая стоимость. Нужно ли было Германии, которая испытывала острый недостаток ресурсов, вкладываться в серийное производство танка, стоимостью 800 000 рейхсмарок. Это в два раза больше, чем стоил любой танк того времени. Возможно следовало сконцентрировать усилия на производстве сравнительно дешевых и проверенных Т-IV, а также САУ?
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что немцы создали действительно хороший танк, который в поединке «один на один» практически не имел равных. Сравнивать его с машинами союзников довольно сложно, потому что аналогов ему практически нет. «Тигр» был танком, созданным для усиления линейных частей, и он весьма эффективно выполнял свои функции.
Советские ИС-1 и ИС-2 – это танки прорыва, а M26 «Першинг» — это, скорее, типичный «единый танк». Только ИС-2 на завершающем этапе войны мог быть равным соперником Pz.VI, но при этом серьезно проигрывал ему в скорострельности.
Еще можно сказать, что создавая Pz.VI «Тигр», немцы отказались от концепции блицкрига, которая едва не принесла им победу в 1941 году. «Тигры» очень слабо подходили для подобной стратегии.
Технические характеристики Боевая масса, кг: 56000 Длина, м: 8,45 Ширина, м: 3.4-3.7 Высота, м: 2,93 Экипаж, чел.: 5 Двигатель: Мауbach HL 210Р30 Мощность, л.c.: 600 Максимальная скорость, км/ч. по шоссе 38 по грунтовой дороге окт.20 Запас хода по шоссе, км: 140 Запас топлива, л: 534 Расход топлива на 100 км, л: по шоссе 270 по грунтовой дороге 480 Вооружение: пушка 88-мм КwК 36 L/56 пулеметы 2 х 7.92-мм МG34 дымовые гранатометы 6 х NbК 39 90-мм Боекомплект, шт.: снарядов 92 патронов 4500 Броневая защита (толщина/угол наклона), мм/град: Корпус лоб (верх) 100/10 лоб (низ) 100/24 борт 80/0 корма 80/8 крыша 25 днище 25 Башня лоб 100/8 борт 80/0 крыша 25 маска пушки 100-110/0