Среди десятков видов боевых самолетов, принимавших участие во Второй мировой войне, самым известным, несомненно, является немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109 (в СССР его обычно называли Ме-109) и на это есть все основания. Эта машина была основным истребителем Люфтваффе, еще можно добавить, что «Мессершмитт» Bf.109 является самым массовым истребителем и одним из самых массовых самолетов за всю историю авиации. С начала серийного производства было построено почти 34 тысячи Messerschmitt Bf.109 разных модификаций.
Этот истребитель был действительно прекрасной машиной, его можно смело назвать конструкторским шедевром. На момент своего создания, он превосходил аналогичные самолеты других стран по всем техническим характеристикам.
Свой первый полет «Мессершмитт» Bf.109 совершил в 1935 году, этот истребитель участвовал в испанской гражданской войне, во всех сражениях Второй мировой войны, а в некоторых странах его эксплуатировали до начала 60-х годов.
Немецкие летчики-истребители были лучшими в той войне, на личном счету десятка немецких асов более сотни сбитых вражеских самолетов. Так вот, большая часть этих побед была добыта именно на различных модификациях Messerschmitt Bf.109.
На момент своего создания «Мессершмитт» превосходил все аналогичные самолеты других стран мира. Даже спустя пять лет, уже после начала Второй мировой, у союзников не было истребителя, который бы сравнился с немецкой машиной по своим техническим характеристикам. Только английский «Спитфайр» мог на равных противостоять ему, но и его Messerschmitt Bf.109 превосходил по целому ряду параметров.
Немецкие конструкторы не стояли на месте, а постоянно улучшали свое детище. В результате Люфтваффе до конца войны располагало истребителем, который, как минимум, не уступал лучшим самолетам союзников, а то и превосходил их. Следует добавить, что в конструкцию этого самолет был заложен значительный потенциал для дальнейшей модернизации, в течение войны основные технические характеристики машины были значительно улучшены. Мало какой истребитель имеет такое количество модификаций.
История создания самолетаНа момент прихода к власти Гитлера авиационной промышленности в Германии практически не существовало: в этой сфере было занято всего лишь 4 тыс. человек. Нацисты считали развитие военно-воздушных сил одной из своих приоритетных задач, поэтому в авиапромышленность были направлены значительные ресурсы.
В 1935 году было создано Люфтваффе. Его руководство сразу заявило о том, что самолетный парк страны является устаревшим и активно занялось его обновлением. Еще в 1934 году был объявлен конкурс на создание нового цельнометаллического истребителя со скоростью не менее 450 км/ч. На новой машине планировали установить двигатель жидкостного охлаждения.
Задание на разработку нового истребителя получили крупнейшие немецкие авиастроительные компании: Heinkel, Focke-Wulf и Arado. Изначально Вилли Мессершмитт в конкурсе не участвовал, он был отстранен на том основании, что его компания Bayerische Flugzeugwerke (Bf.) не имеет опыта создания скоростных самолетов.
Не получив приглашения на участие в конкурсе, Мессершмитт начал разработку аналогичной машины для ВВС Румынии, что привело к громкому скандалу и разбирательству. Только после этого (и вмешательства высшего руководства Германии) компания Bayerische Flugzeugwerke была допущена до участия в конкурсе. Хотя, сам Мессершмитт не слишком верил в свою победу в нем.
Возможно, именно поэтому конструкторы Bayerische Flugzeugwerke не слишком следовали тому заданию, которое они получили. В работе над новой машиной инженеры компании использовали технические решения, которые были получены во время разработки скоростного спортивного самолета Messerschmitt Bf.108 Taifun. В результате был получен цельнометаллический истребитель с прекрасными аэродинамическими характеристиками, с закрытой кабиной и убирающимся шасси.
Первый полет прототипа истребителя состоялся 28 мая 1935 года, на этом самолете был установлен британский двигатель Rolls-Royce Kestrel, потому что работы над планером продвигались значительно быстрее, чем разработка мотора.
Основным соперником «Мессершмитта» стал прототип самолета, разработанный компанией Heinkel. Остальные машины, которые принимали участие в конкурсе, были значительно слабее.
Истребитель, созданный Bayerische Flugzeugwerke, был проще, дешевле, чем прототип компании Heinkel, имел небольшое преимущество по скорости. Но, несмотря на это, руководство Люфтваффе склонялось к машине Хенкеля. Так и не сделав окончательный выбор, военные произвели предсерийный заказ на 10 самолетов у каждого производителя.
Важную роль в дальнейшей судьбе истребителя Messerschmitt Bf.109 сыграло начало гражданской войны в Испании. Там сражался немецкий легион «Кондор», что давало отличную возможность испытать новый истребитель в боевых условиях.
В Испанию были направлены самолеты Не.112 и Messerschmitt Bf.109. Испытания в боевых условиях показали полное превосходство машины Мессершмитта.
В 1937 году Messerschmitt Bf.109 был принят на вооружение.
МодификацииBf.109B Messerschmitt Bf.109B Bruno. Это первая серийная машина, которая начала выпускаться на заводе Аугсбурге в феврале 1937 года. Самолет был оснащен двигателем Jumo 210 (680 л. с.). Вооружен истребитель был тремя 7,92-мм пулеметами MG 17.
Bf.109C Эта модификация еще называется Messerschmitt Bf.109C Caesar. Ее выпуск начался в первые месяцы 1938 года. На самолет был установлен более мощный двигатель Jumo 210A – 700 л. с. Скорость возросла до 468 км/ч.
Bf.109D Messerschmitt Bf.109D Dora. Эту модель должны были оснастить новым двигателем Daimler Benz 600.
Bf.109E Messerschmitt Bf.109E Emil стала первой по-настоящему массовой модификацией самолета. Производство этого истребителя стартовало в начале 1939 года. На «Эмиль» был установлен двигатель Daimler-Benz DB 601, который отличался большой надёжностью, по сравнению со своими предшественниками.
Позже на Bf.109E установили переднее бронестекло на кабине пилота и бронеплиту, которая закрывала все сечение фюзеляжа.
Начало Битвы за Англию показало, что Bf.109E весьма эффективен против английских «Спитфайров» Мк 1, но появление более совершенных модификаций английских истребителей привело к разработке Bf.109F («Фридрих»). Этот истребитель был вооружен двумя пулеметами 7,92-мм и 20-мм автоматической пушкой, что вела огонь через вал винта.
Bf.109G Messerschmitt Bf.109G Gustav – самая массовая модификация истребителя. Этот самолет оснащался более мощным двигателем Daimler-Benz DB 605. Также было усилено вооружение истребителя, «Густав» получил 13-мм пулеметы, вместо 7,92-мм.
Новая машина начала поступать в войска уже в 1942 году. Исследователи выделяют два варианта Bf.109G: G-5 и G-6.
После того как появился «Мессершмитт» Bf.109G стало понятно, что конструкторы выжали из конструкции истребителя все возможное, модернизационный ресурс машины исчерпан. Однако в 1943 году «Мессершмитт» все еще превосходил своих основных конкурентов, поэтому разработка нового истребителя Me.209, который должен был заменить Messerschmitt Bf.109 была практически приостановлена. В то время ситуация на фронтах складывалась в пользу немцев, поэтому такое решение казалось оптимальным.
Bf.109K Messerschmitt Bf.109K Kurfurst. Данная машина появилась в конце 1944 года, на ней был установлен еще более мощный двигатель Daimler Benz 605 SDM/DCM, который повысил скорость истребителя до 695 км/ч. Усилено было и вооружение: на истребители устанавливали две 30-мм пушки или три 20-мм.
Bf.109TМодификация, которая разрабатывалась для базирования на авианосцах. Единственный германский авианосец так и не был построен, поэтому самолеты использовались на аэродромах с более короткой ВПП. Эта модификация «Мессершмитта» отличалась усиленной конструкцией шасси и фюзеляжа, измененной конструкцией крыла и наличием посадочного крюка.
Описание конструкции«Мессершмитт» Bf.109 – цельнометаллический моноплан с низким расположением крыла трапециевидной формы. Кабина пилота располагалась в центральной части фюзеляжа, перед ней находился двигатель водяного охлаждения. За кабиной пилота и под ней располагались два топливных бака емкостью 400 литров. Задний бак и кабина были разделены броневой перегородкой.
Конструкция кабины и применение качественного пластика для остекления обеспечивала летчику прекрасный обзор. «Мессершмитт» Bf.109 оснащался кислородным аппаратом и радиостанцией, на последних моделях устанавливалась система распознавания самолета.
Крылья истребителя имели очень малый вес. Масса крыла первых модификаций составляла всего лишь 130 кг, что было весьма удобно для технического обслуживания. Это достигалось за счет оригинальной конструкции шасси, которое крепилось не к крылу, а к фюзеляжу. Правда, это решение значительно уменьшало колею, что снижало устойчивость истребителя на земле.
На разных модификациях истребителя устанавливались различные двигатели. Моторы поздних моделей имеют значительно более высокую мощность.
Вооружение разных модификаций самолета также сильно отличается. Первые серии истребителя были вооружены пулеметами калибра 7,92 мм, на поздних модификациях устанавливались более мощные 13-мм пулеметы и автоматические пушки. В 1944 году 30-мм пушки оснащались фугасными снарядами, попадание одного такого боеприпаса гарантировано разрушало истребитель. На бомбардировщик нужно было 3-5 снарядов.
Боевое применение ИспанияДебютом истребителя Messerschmitt Bf.109 стала гражданская война в Испании. В этой стране воевали немецкие летчики, которые образовывали так называемый легион «Кондор». Это подразделение имело на вооружении устаревшие самолеты He.51, которые безнадежно проигрывали советским машинам И-15, И-16. Поэтому в Германии было принято решение вооружить «Кондор» новейшими Bf.109, а заодно и испытать новые истребители в боевых условиях. Как и предполагалось, «Мессершмитт» превосходил советские самолеты почти по всем параметрам, за исключением маневренности. Немецкий истребитель имел большую горизонтальную скорость, был быстрее в пикировании, имел больший потолок.
В Испанию немцы поставили 130 «Мессершмиттов» разных модификаций, потеряли 40 машин. На счету «Кондора» 314 побед, большая часть из них заслуга Bf.109.
Польская кампания и захват ЕвропыBf.109 принимали участие в захвате Польши. Самый современный польский истребитель PZL P.11 имел скорость менее 400 км/ч и не был серьезным противником для «Мессершмитта». В Польше немцы потеряли 67 истребителей, подавляющая часть из них была уничтожена зенитным огнем.
Захват большей части Европы обошелся немцам малой кровью, при этом «Мессершмитты» выполняли в основном вспомогательные функции. Ситуация изменилась во время французской кампании, в которой немецким истребителям пришлось столкнуться с французскими ВВС и английской авиацией.
Messerschmitt Bf.109 по летно-техническим характеристикам превосходил французские истребители, это привело к тому, что Люфтваффе быстро завоевало господство в воздухе. Это было одним из факторов, что и привел к молниеносному разгрому Франции. В ходе боев над Дюнкерком ситуация несколько изменилась, здесь немцы впервые столкнулись с английским истребителем «Спитфайр», который практически не уступал Bf.109.
Битва за АнглиюЭто эпическое воздушное сражение, в котором Люфтваффе впервые столкнулось с достойным противником. Английские «Спитфайры» и «Харрикейны» практически не уступали «Мессершмитту» по своим техническим характеристикам, британские пилоты были умелы и отлично мотивированы, а количество самолетов двух сторон — примерно равным.
Преимуществом британцев было в том, что они сражались над своей территорией, им помогала зенитная артиллерия, а радиолокационные станции предсказывали направления удара и помогали концентрировать силы для его отражения.
Воздушные бои с сильным соперником показали слабые и сильные стороны «сто девятых». У немецких истребителей было более мощное вооружение, они превосходили своих соперников в вертикальных маневрах, Bf-109 был быстрее «Спитфайра» на больших высотах. На высотах менее 4,6 тыс. метров в горизонтальном полете «Спитфайр» был быстрее и маневренней.
В этой кампании «Мессершмитты» часто использовали в качестве истребителей прикрытия, а этот самолет очень плохо подходил для такой роли.
В Битве за Англию немцы потеряли 530 Bf-109.
Восточный фронтНа момент начала операции «Барбаросса» немцы собрали на западной границе СССР примерно тысячу Bf-109.
Первые же воздушные бои показали значительное преимущество «Мессершмитта» над основными советскими самолетами: И-15, И-16, И-153. Мощный двигатель, совершенная аэродинамическая форма самолета давала немецким пилотам ощутимое превосходство в воздушном бою.
Советские самолеты были созданы для маневренных боев на горизонталях, на которые немцы никогда не шли. «Мессершмитт» имел преимущество в горизонтальной скорости и в скорости пикирования. Немецкий пилот в любой момент мог просто выйти из боя, шансов догнать его у советских истребителей не было. Любимым способом нападения немецких самолетов была атака с превышения, во время которой Bf-109 подходил на максимально близкое расстояние и открывал огонь. После атаки он опять уходил «горкой» вверх.
В начале войны советские ВВС несли значительные потери. Основные самолеты, которые находились на вооружении Красной армии, страдали от «детских болезней», их конструкция еще не была отработана. Технологическая культура в СССР значительно уступала немецкой, характеристики серийных самолетов зачастую были хуже, чем у опытных машин, что для Германии было немыслимым делом. С началом боевых действий и эвакуации предприятий качество машин еще больше снизилось.
Очень плохо было с подготовкой летных кадров, времени и ресурсов на это просто не хватало. По статистике, каждый седьмой советский пилот погибал во время первого вылета.
В 1942 году появились модернизированные типы советских самолетов, что значительно осложнило жизнь немецким пилотам. Воздушное сражение в небе Кубани положило конец господству немецкой авиации. На завершающем этапе войны количественное превосходство советской авиации было подавляющим. Кроме того, последние модификации истребителей Як и Ла могли на равных противостоять Bf-109.
В небе ГерманииНачиная с 1942 года, немцы были вынуждены использовать все больше истребителей для защиты своих городов и промышленных объектов от налетов союзной авиации. Тяжелые английские и американские бомбардировщики были отлично вооружены и выдерживали до 20 попаданий 20-мм снарядов.
Они летали плотным строем и открывали массированный огонь по истребителям, так что поразить такой бомбардировщик было непросто. Чуть позже «летающие крепости» начали сопровождать истребители прикрытия, что сделало задачу еще сложнее.
Следует также учитывать, что на тот момент уровень подготовки немецких пилотов заметно упал, а летчиков союзников – наоборот, вырос. Очень часто при атаке союзного конвоя пилоты Bf-109 не могли защитить даже себя от американских «Мустангов» или английский «Спитфайров», не говоря уже о том, чтобы попытаться нанести урон бомбардировщикам.
Кроме того, в конце войны Люфтваффе испытавало острый дефицит топлива.
Летно-технические характеристики истребителя Модификация Bf 109Е-1 Размах крыла, м 9,85 Длина, м 8,65 Высота, м 2,50 Площадь крыла, м2 16,40 Масса, кг пустого самолета 1840 нормальная взлетная 2500 Тип двигателя 1 ПД Daimler-Benz DB 601A Мощность, л.с. взлетная 1 х 1050 на высоте 1 х 1100 Максимальная скорость , км/ч 548 Крейсерская скорость , км/ч 477 Практическая дальность, км 660 Макси. скороподъемность, м/мин 930 Практический потолок, м 10500 Экипаж, чел 1 Вооружение: 2 х 20-мм пушки MG FF, 2 х 7,9-мм пулемета MG 17, смонтированных на мотораме над двигателем.