В октябре 1938 года в СКБ-2 Ленинградского Кировского завода прибыла группа пятикурсников ВАММ РККА для выполнения дипломного проекта. В СКБ-2 в тот период занимались тяжелым трехбашенным танком СМК (Сергей Миронович Киров). В связи с этим, прибывшим предложили разработать эскизный проект танка с основными параметрами СМК, но одной башней. В ходе работ, возникло множество проблем, например с планетарной трансмиссией.
В это время в Кубинке проходил испытание чешский танк S-2a, который командование РККА немеревалось приобрести. В Кубинку из СКБ было командировано несколько человек, которые ознакомились с "чехом". В результате, в СКБ было привезено много интересного материала. Работа пошла.
C декабря 1938 года на заседании Главного Военного Совета рассматривался проект танка СМК, который был утвержден для изготовления в двухбашенном варианте. Предполагалось построить для испытаний два прототипа. Но присутствующие на заседании начальник СКБ-2 Ж.Я.Котин и директор Кировского завода И.М.Зальцман предложили построить вместо второго экземпляра СМК однобашенный тяжелый танк. Надо заметить, что в те годы, военные и конструкторы вели спор о концепции тяжелого и среднего танков.
Военные хотели иметь многобашенные монстры, а конструктора предлагали более простые, однобашенные машины. Кто оказался прав - показало время. ГВС принял решение спроектировать и изготовить танк, соответствующий по ТТХ танку СМК.
Окончательное утверждение ТТХ и разрешение на постройку танка было утверждено решением Комитета Обороны спи СНК СССР за №45сс от 27 февраля 1939 г.
К проектированию нового танка, названого КВ (Клим Ворошилов), Кировский завод приступил 1 февраля 1939 года, еще до утверждения ТТХ. За основу брался все тот же СМК. Начальным материалом послужил дипломный проект слушателей ВАММ, которые в марте 1939г, после защиты диплома , были направлены на работу в СКБ-2.
Работы по танку шли очень быстро. 9 апреля был одобрен технический макет, а 1 сентября 1939 года танк был собран и опробован пробегом.
КВ позаимствовал от СМК схему бронекорпуса, конструкцию оптических приборов, элементы трансмиссии и т.д. На танк поставили дизель В-2, обычную КПП. Пришлось отказаться от пулемета ДК, предусмотренного ТТХ , так как в виду установки в башне двух орудий, для него не осталось там места. На КВ стояло два орудия: 76-мм и 45-мм.
5 сентября танк отправили в Москву, где 23 сентября он был показан правительству. 8 октября машина вернулась в Ленинград и была отправлена на испытания. Однако с началом советско-финской войны, танк с испытаний был снят, и в составе 91-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады, вместе и СМК и Т-100, был отправлен на фронт, где отлично себя показал. По прибытию на фронт, с танка была демонтирована 45-мм пушка, которая стесняла работу экипажа. 19 декабря 1939 года Молотов подписал Постановление КО СССР №443сс, согласно которому танк КВ был принят на вооружение РККА.
И это тогда, когда опытный образец прошел всего около 650 км! По результатам войсковых испытаний, было принято решение оснастить четыре танка из первой установочной партии должны были быть вооружены 152-мм гаубицей МЛ-10. Так зародился КВ-2. До 1941 года танки называли не КВ-1 и КВ-2, а "танк с большой башней" или "танк с малой башней".
К маю 1940 года годовой план выпуска КВ был увеличен с 50 до почти 200 штук. АБТУ РККА обеспокоенное тем, что танк не проходил полноценных испытаний, а у уже выпущенных машин было обнаружено много дефектов, предложило провести полномасштабные испытания, которые и начались в мае 1940 года в Кубинке и под Ленинградом.
В результате 2648 км пробега у танка были обнаружены существенные недостатки в трансмиссии, ходовой частьи и двигателе. Инженеры Кировского предложили приостановить выпуск танков до устранения дефектов однако, согласно решения СНК и ЦК ВКП(б), выпуск танков КВ должен был постоянно расти.
В результате, качество было принесено в жертву количеству. Через год за это пришлось платить кровью. В конце 1940 на танк вместо пушки Л-11 стали ставить пушку Ф-32. Этот танк стал первой модификацией КВ, известный как КВ-1 образца 1940 года.
На КВ стояли дизельные двигатели В-2К жидкостного охлаждения, мощностью 600 л.с., который незначительно отличался от двигателя В-2, использующихся на Т-34. Весной 1941 года под влиянием пропагандистских немецких фильмов, было принято решение оснастить танк КВ дополнительной навесной броней. Так появился КВ-1э (экранированный).
Боевое применение КВ-1
По состоянию на 22 июня 1941 года на вооружении РККА состояло 639 танков КВ. В 1941году КВ мог уничтожить любой танк Вермахта, оставаясь при этом практически неуязвимым для противника. Это подтверждается несколькими фактами, когда одиночные КВ в течении суток сдерживали продвижение целых танковых армий. Так единственный КВ-1, заняв позицию на шоссе у города Остров, целые сутки сдерживал продвижение немцев к Ленинграду. За эти сутки КВ уничтожил 7 немецких танков, батарею противотанковых пушек, одну 88-мм пушку с расчетом и несколько грузовиков и бронетранспортеров.
Но в конце концов танк был уничтожен 88-мм зениткой. Однако статистика говорит о том, что потери КВ были вызваны в основном огнем 105-мм гаубиц и 88-мм зениток. Хотя снаряды гаубицы не могли пробить броню танка, они могли повредить гусеницу. Основная масса потерь, приходилась на поломки матчасти.
Так в 10-й танковой дивизии 15-го мех.корпуса в августовских боях было потеряно 56 из имеющихся 63 танков КВ. 11 танков было потеряно в боях, 11 пропало без вести, а 34 - брошено экипажами из за неисправности матчасти. В 8-й танковой дивизии из 50 КВ было потеряно 43. Из них 13 подбито, 2 завязли в болоте, а 28 брошено или уничтожено экипажами из за технических неисправностей.
В июле 1941 с конвейера сошел первый КВ-1 обр. 1941 года, вооруженный новой пушкой ЗИС-5 калибра 76,2-мм.
На танки стали ставить новую усиленную башню, хотя на все танки башен и пушек не хватало, и часть машин покидали цеха со сварными башнями и пушками Ф-32. К 1942 году на все КВ стали ставить пушки ЗИС-5 или Ф-34-модификация той же пушки, предназначенная для T-34/76. Как и для Т-34, для КВ была разработана новая литая башня.
Вопреки сложившимуся стереотипу, что немцы, якобы резко взялись за создание собственного тяжелого танка "Тигр" только пережив ужас встречи с русским монстром, хочется сказать, что работы над созданием тяжелого танка (который потом превратился в "Тигр") немцы начали задолго до войны с СССР. Тем не менее, захваченные КВ они активно использовали на восточном фронте, а также, в 1942 году, при планировании несостоявшегося вторжения на Мальту, немецкое командование всерьез рассматривало возможность применения роты танков КВ на этом ТВД.
В 1942 году, идя навстречу военным, конструкторы начали разработку танка с более легкой броней но близкий по ходовым характеристикам к Т-34. Новый танк назвали КВ-1с (скоростной). Так же, на базе КВ, был построен огнеметный танк с 45-мм пушкой - КВ-8, и еще несколько экспериментальных машин, в том числе гаубичный танк, танк с 85-мм пушкой (Объект 220) и т.д.
Слабая техническая надежность агрегатов, плохое размещение экипажа, плохие приборы наблюдения- основные недостатки КВ-1. Однако самая большая проблема - плохо подготовленные экипажи. Зато в умелых руках танк творил поистине чудеса. Именно на КВ воевал ст. лейтенант Зиновий Колобанов (1-я танковая дивизия), в одном бою уничтожившим 22 немецких танка, лейтенант Семен Коновалов (15-я танковая бригада) - 16 танков и 2 бронеавтомобиля
В августе 1942 г. производство КВ-1 было прекращено, тем более, что параллельно с июля уже выпускался КВ-1 С. Всего за время производства изготовлено 3226 машин.
К концу 1942 г. большая часть танков КВ-1 была потеряна, но оставшиеся принимали, например, участие в сражениях на Курской дуге летом 1943 г. Дольше всего танки КВ применялись на тех участках фронта, где велась в основном позиционная борьба - под Ленинградом, в Карелии. Там танки КВ воевали до осени 1944 г.