Перейти к содержимому






   





   


  


Фотография

Воровские традиции, обычаи, нравы и их роль в воспроизведении преступности Глава 2.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 stimkarl

stimkarl

    автор

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 101 сообщений
  • ГородДНР. Горловка

Отправлено 21 Июнь 2018 - 13:43

Глава II Специальные особенности элементов криминальной субкультуры в различных асоциальных образованиях

В современном обществе криминальная субкультура представляет собой многообразие форм: «...многопланова и криминальная субкультура, представляющая собой как бы слоеный пирог. Каждый «слой» в таком «пироге» представляет субкультуру групп, занятых конкретной криминальной деятельностью, отражающей степень их организованности и профессионализма. С этих позиций в рамках криминальной субкультуры в целом можно говорить о субкультуре тюремной, воровской, субкультуре валютчиков и фарцовщиков, проституток и наркоманов, рэкетиров, сексуальных насильников, сутенеров и т. п.». В настоящее время можно выделить разные асоциальные образования, например, преступные группы, иные группы с асоциальным поведением. Преступная групп а - это неформальная общность людей, имеющая антиобщественную направленность и выступающая в виде единого субъекта совместной противоправной деятельности. Выделяют следующие виды преступных групп: случайные группы; типа компании; организованные группы; преступные организации.

Случайная группа включает в себя лиц, случайно или ситуативно объединившихся для совершения группового преступления. Если случайная преступная группа продолжает противоправную деятельность, становясь более организованной и устойчивой, то ее относят к преступной группе типа дружеской компании, организованная преступная группа.

Преступная организация - это организованная преступная группа, отличающаяся высоким уровнем организованности, сплочения, надежными способами совершения и сокрытия преступления, а непосредственное общение между ее членами часто заменяется информационными и деятельностными контактами, взаимоотношения приобретают характер «делового» взаимодействия.

Организованная преступность — это преступность мафии. Криминальная субкультура отечественных «мафиози», как и организованная преступность, относительно молода и своим появлением, главным образом, обязана территориальным подростковым группировкам, которые в начале 80-х годов XX в. представляли собой лишь сплоченные группы хулиганствующих подростков.. Профессиональные преступники — это те, кто совершаемые преступления против собственности делает источником средств существования.

Р. Кловард и Л. Олин показали, что, когда, молодые люди из идеального мира, созданного нравоучениями попадают в реальную жизнь, они начинают испытывать разочарование и фрустрации. Типичная реакция на это:

— создание воровских шаек, в которых посредством хищений молодые люди получают возможность жить в соответствии с господствующими в обществе стандартами потребления;

— объединение в агрессивные банды, которые снимают напряжение, вызванное общественной несправедливостью, совершением актов насилия и вандализма;

— вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди, употребляя наркотики, алкоголь, уходят в себя, замыкаются в тесном кругу сверстников, озабоченных теми же проблемами, и таким путем пытаются заслониться от окружающего их коварства и лицемерия .

С течением времени произошло сращивание элиты профессиональной преступности с молодежными группировками, лидерами указанных группировок являются, как показывает практика лица, ранее судимые к лишению свободы. Указанная категория лиц является носителем преступных обычаев и традиций, что служит основой для воспроизводства, как организованной преступности, так и преступности в целом.

Среди постоянного роста людей зависимых от наркотиков можно выделить в отдельную категорию, а именно субкультуру наркоманов.

Таким образом, рассматривая структуру криминальной субкультуры, можно выделить три самостоятельных вида:

1. Субкультура представителей профессиональной преступности.

2. Субкультура представителей организованной преступности.

3. Субкультура наркоманов.

Помимо криминальной субкультуры можно выделить тюремную субкультуру. С культурологической точки зрения тюремная субкультура является полноценной субкультурой, так как обладает всеми необходимыми атрибутами (система ценностей, особая форма организации людей и совокупность некоторых негативных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве традиционной культуры преступного слоя общества).

Психологи под асоциальной субкультурой осужденных понимают: «не имеющую правового статуса самоорганизацию осужденных, возникающую в результате удовлетворения разнообразных потребностей личности в сфере психологических отношений или иных значимых целей в период отбывания наказания» .

С социологической точки зрения тюремная субкультура — это выражение индивидуальности заключенных, их желание самостоятельно организовывать свои социальные взаимодействия даже при условии жесткого контроля и ограничений .

Далее рассмотрим элементы криминальной субкультуры применительно к лицам состоящим в той или иной преступной группе.

Таким образом в современной России существует несколько видов преступных групп, различающиеся степенью сплоченности, криминальной направленностью и организацией. Также можно добавить, что помимо преступных групп, существуют иные асоциальные образования, имеющие криминальную направленность. Не так давно происходили процессы реорганизации (исчезновение одних и появление других) преступных групп. Можно отметить, что существует несколько мнений о том, по каким критериям следует делить традиции и обычаи, существующие в преступных группах.

2.1. Традиции и обычаи в преступной среде

Существенным моментом психологии преступных групп является распределение внутригрупповых статусов и ролей, начиная от лидеров, авторитетов и заканчивая рядовыми исполнителями преступных акций. Исследования показывают, что статус члена группы зависит от знания криминальных (воровских) законов и традиций, неуклонного следования в своем поведении этим законам, преступного опыта, времени и частоты отбывания наказания в местах лишения свободы, индивидуально-психологических особенностей (интеллекта, организаторских способностей, сильной воли, физической силы, преступной квалификации и т.п.).

Межличностное восприятие в преступных группах отражает особенности статусов участников групповой преступной деятельности. Установлено, что существуют особые психологические механизмы восходящего и нисходящего восприятия. Проявляется это в том, что преступники, находящиеся на более низких уровнях внутригрупповой иерархии, как бы делегируют при восприятии своих лидеров и авторитетов им такие личностные качества как сообразительность, смелость, справедливость, знание жизни и т.п. Наряду с этим восприятие по нисходящей ветви основывается на оценке лидерами иных членов группы, в основном, как носителей определенных ролевых качеств («боец», исполнитель, «киллер» и т.д.). Таким образом, восприятие «сверху» обедняет представление о личностных возможностях других членов группы и часто ведет к неточному образу-представлению о других участниках совместной преступной деятельности.

Отношения между членами группировок строятся в соответствии с иерархической структурой . С обязательным наличием лидера в своей структуре.

Для группировок характерен, как правило, авторитарный стиль лидерства, рядовые участники, находясь в большой зависимости от лидеров, реализовывают их программу поведения. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, антиобщественным характером деятельности группировок, господствовавшими в них нормами и ценностями ориентациями участников.

Главой группировки может являться «Вор в законе», которым может считаться лишь преступник, имеющий судимости, авторитет в уголовной среде и принятый в группировку специальной сходкой.

«Воры в законе» - это бывшие убийцы и грабители, воры и мошенники разных мастей, это самые изощренные представители профессионального уголовного мира и его элита. Как правило, это рецидивисты со стажем, 70% которых имеют более трех судимостей. Они являются хранителями уголовных традиций и законов в преступных сообществах, часто выступают в качестве организатора преступной деятельности или консультанта. Воры в законе также осуществляют «разборки», то есть выступают в виде третейского судьи при возникновении конфликтов между преступными группами или преступными организациями. Периодически воры в законе проводят сходки, на которых решаются вопросы раздела сфер влияния, организационные проблемы и т.п. Воры в законе осуществляют контроль за «общаком», то есть воровской кассой, за «справедливостью» расходования денег для поддержки уголовных элементов, в том числе преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В их обслуге не только « шестерки », но и телохранители.

Коллегиальным органом управления группировок являлись «сходки» на которых присутствуют в основном взрослые участники.

Лица, принятые в группировку переходят в качественно новую криминальную категорию и должны беспрекословно выполнять требования воровского закона, представляющего собой совокупность выработанных преступным опытом норм поведения. Надо сказать, что сила уголовных традиций значительна. Они передаются от поколения к поколению, их носителями выступает сама преступная среда. Жесткое деление на «своих» и «чужих», а также однозначное определение статусов и ролей в «своей» группе с однозначным определением прав и обязанностей: «кому что положено» и что «не положено.» Социальное клейменение: использование благозвучных, возвышающих терминов, типа «хозяин», «директор», «шишка», «барин» «старшак», «босс», «авторитет», «автор» и др. для обозначения принадлежности несовершеннолетних и молодежи к высшим иерархическим группам. Чтобы обозначить принадлежность человека к низшим иерархическим группам используют менее благозвучные, а чаще - оскорбительные термины («шавка», «чушка», «крыса», «стукач», «обиженный» и др.).

В преступных группах весьма затруднительна мобильность вверх при одновременной облегченности мобильности вниз, означающая, что перемена социальных ролей и статусов (с низших на высшие) затруднена, а для ряда категорий несовершеннолетних и молодежи (пассивных гомосексуалистов, склонных к оральным половым контактам, «стукачей», «крыс», и др.) исключена. При этом перемена социальных ролей с высших на низшие облегчена. Это положение сохраняется и при либерализации отношения в нашем обществе к «голубым» (легализация мужского гомосексуализма и женского лесбиянства), создании ими своих «партий», отстаивающих интересы сексуальных меньшинств.

В отличии от лиц находящихся в местах лишения свободы, в которых мобильность в верх сведена к нулю и практически не возможна, в преступных группах мобильность вверхвсе такивозможна, при этом, чтобы стать неофициальным «начальством» в группе (сообществе, подростковой среде в целом) или подняться на ступеньку выше в групповой иерархии (мобильности вверх), необходимо как минимум: пройти жесткую систему отбора (испытаний и конкуренции); иметь покровителя из высшей касты (из числа «земляков», «поделыциков» и т.д.); иметь «выслугу лет» или особые заслуги в криминальной деятельности. Для того чтобы выбиться вверх, часто необходимо совершить особо дерзкое преступление.Однако в настоящий момент можно выйти в «люди», стать «бугром» («паханом», «вором в законе»), не имея никаких криминальных «заслуг» и «выслуги лет», а купив это звание или опираясь на силу и преобладание своей этнической группировки.

Строгая субординация в межличностных отношениях «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «низов» «верхами» - непременное условие стратификации. Обращение с представителями «низов» как со своими слугами и рабами является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической группе. Разработана целая система унижений и издевательств, которым подвергаются «низы». Это приводит к «закону бумеранга». Человек, выбившийся из «низов» в «верхи», не забывает испытанные в прошлом унижения и начинает унижать, притеснять, обирать других. В «законе бумеранга» необходимо видеть одно из условий живучести криминальной субкультуры, саморазвития и «самосовершенствования» стратификации людей в асоциальной, преступной среде.

Следует помнить об устойчивости статуса. Попытки избавиться от него, например, при переезде на новое место жительства или переводе в другое спецучреждение, жестоко наказываются. Наказуемы попытки и завысить свой статус (путем нанесения «не положенной» татуировки, присвоения «не положенной» клички и т.д.), либо воспользоваться «привилегиями», «не положенными» по статусу.

В преступной группе существует система норм поведения, которой должны придерживаться все участники совместной преступной деятельности. По существу, многие из этих норм поведения представляют применение воровских законов и традиций применительно к конкретной группе («жить по понятиям»). Условно все нормы можно разделить на:

· нормы-ценности, отражающие систему должного, необходимого и поощряемого в поведении членов преступной группы;

· нормы общения и коммуникаций;

· нормы проведения свободного времени;

· нормы, регулирующие разрешение внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и наказания за отступления кого-либо из членов группы от принятых норм и правил поведения.

Нормы-ценности подразделяются на запрещающие и поощряющие конкретный вид поведения. Строго запрещается: добровольное сотрудничество с правоохранительными органами; доносы; стремление избежать уголовной ответственности (или иной ответственности), переложив ее на другого члена группы, то есть поступать «за подло»; дача показаний в случае задержания в отношении других участников преступной группы и т.д. К одобряемым поступкам относятся: оказание помощи другим участникам преступной группы, в том числе осужденным за конкретные преступления; оказание помощи родственникам осужденного члена группы; забота о пополнении воровской кассы (общака) и т.д.

В преступных группах существуют нормы непосредственного контактного общения и нормы скрытых коммуникаций. Среди норм непосредственного общения выделяют следующие:

· нельзя вступать в тесные контакты с представителями органов правопорядка; принимать пищу за одним столом с пассивными гомосексуалистами – «опущенными»;

· совершать «подляны», то есть поступки, связанные с притеснением и унижением членов своей группы; обязательно отомстить за оскорбление (например, в случае оскорбления словами «козел» или «петух» жестоко избить или даже убить оскорбившего);

· участвовать в воровских «сходках» и «разборах» неправильного поведения других членов группы;

· не совершать «беспредел» в отношении членов группы.

Арсенал средств воздействия на других членов группы зависит от статуса преступника в группе и от этого насколько он является выразителем ее норм и ценностей. Центром притяжения любой преступной группы является ее лидер (авторитет, вор в законе и т.д.), который распределяет функции и роли членов группы при совершении преступлений, делит награбленное, регулирует поведение других членов группы, выносит санкции за нарушение своих распоряжений и норм группового поведения и т.д. Часто коммуникации членов преступной группы ориентированы на лидера, образуя своеобразную звездную структуру организации группы. В качестве мер воздействия преобладают принуждение, внушение, давление. Обычно поведение рядовых участников основано на безропотном подчинении лидеру и группы в целом, то есть конформистском поведении, а также доминировании круговой поруки. Иногда жестокость и несправедливость лидера вызывает сопротивление со стороны некоторых членов группы, что ведет к их объединению против него. Причем эти члены группы считают, что он осуществляет «беспредел», то есть отличается особой жестокостью и зверствами.

Субкультура группировок нашла свое проявление в особом сленге участников, их внешнем виде, манере поведения, форме проведения досуга. Специфической стороной общения является применение в процессе контактов кличек и воровского жаргона. Принятый в группировках сленг носит на себе яркую «печать» жаргона профессиональных уголовников :

группировки – «конторы», «моталки»;

участие в мероприятиях группировки – «мотаться»;

общая касса – «общак»;

подросток, не входящий в группировку – «чушпан2.

Жаргон выполняет в группировках три функции :

- коммуникативную (выступает как средство общения участников между собой);

- опознавательную (через жаргон узнают принадлежность друг друга к определенной группировке);

- конспиративную.

Бандитские понятия - своеобразный свод законов, или кодекс поведения. Новое время и новые бандиты наполнили этот термин несколько обновленным содержанием.

Жить по понятиям - это значит соблюдать в своей бандитской практике неписанные правила, принятые подавляющим большинством бандитской среды. Существуют группировки, которые вовсе отрицают любые понятия и живут просто по здравому смыслу. Те же, которые формально блюдут понятия, всегда могут их забыть или перешагнуть через них, если это будет выгодно. Покойный ныне бандит Швондер в свое время любил говорить, что понятия придуманы исключительно для «молодых», - чтобы держать их в узде. В общем, понятия - это бандитские законы, которые они выполняют тогда, когда им это нужно...

Определенную роль для общения играет значение татуировок, так как оно является «говорящим» и часто указывает на статус человека в криминальной среде. Так, о принадлежности к воровским авторитетам свидетельствуют следующие татуировки: «голова тигра с оскалом» (отрицательное отношение к органам правопорядка, стремление не прощать другим обид); «орел» (высокий статус в криминальной среде); «звезда» (ни перед кем не встану на колени и не преклонюсь); «распятый Иисус Христос на груди» (верен воровской братии и воровским законам) и т.д.

Негласные коммуникации часто служат средством получения секретной информации, скрытых переговоров с членами группы, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, замаскированного общения в процессе совершения преступлений (например, специальная, «блатная» жестика) и т.п. Способы негласных коммуникаций различны: использование в письме шифра, пиктограмм, изготовление тайников, переброс через запретную зону исправительных учреждений запрещенных предметов, специальная жестика и др.

К основным нормам проведения свободного времени членов преступных групп относят: азартные игры; принятие спиртных напитков и наркотиков; вступление в интимные связи с женщинами легкого поведения и проститутками и др.

Существует особая группа норм, которая определяет порядок проведения, «разборов», вынесения санкций за нарушение правил поведения, разрешения возникших конфликтов. Часто подобные вопросы решаются на воровских сходках, которые имеют различные формы: «толковище» (решение разных важных вопросов, например, распределение зон влияния); «качалово» (разрешение спора двух группировок или двух авторитетов); «судилище» (суд за нарушение воровских норм) и другие. Приговоры в результате «разборов» могут быть самыми различными от «правилки» (символического избиения) до убийства.

Таким образом рассматривая данный вопрос можно сказать, что в преступных группах просматриваются следующие традиции:

- разделение на слои, то есть наличие строгой иерархии, при этом сохраняется возможность перехода из низшей касты в более высокую, путем «выкупа», совершения особо дерзкого преступления, или за особые заслуги в криминальной деятельности;

- система норм, которой должны придерживаться все участники совместной преступной деятельности. По существу, многие из этих норм поведения представляют применение воровских законов и традиций применительно к конкретной группе («жить по понятиям»);

- существование особого сленга участников, проявление особенностей во внешнем виде, манере поведения, форме проведения досуга. Специфической стороной общения является применение в процессе контактов кличек и воровского жаргона;

- нанесение татуировок, которые играют определенную роль при общении, так как они являются «говорящими» и часто указывают на статус человека в криминальной среде;

- использование негласных коммуникаций в письме, а именно шифра, пиктограмм, изготовление тайников, переброс через запретную зону исправительных учреждений запрещенных предметов, специальная жестика и др.;

- нормами проведения свободного времени членов преступных групп являются: азартные игры; принятие спиртных напитков и наркотиков; вступление в интимные связи с женщинами легкого поведения и проститутками, лирика, выражающая стремление души к оправданию своих действий, показывающая отношение к сотрудникам правоохранительных органов, в своих язвительно-юмористических текстах и др.;

- формирование «общака»;.

Особенностью в таких группах будет являться то, что в них не нашел своего отражения институт «прописки», гомосексуализм также отсутствует. Сама система наказаний она отличается от системы наказаний в исправительных колониях, она мягче, можно сказать либеральнее по отношению к людям.

2.2. Традиции и обычаи среди лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях

В отличии от иерархии преступных групп и иных асоциальных образованиях деление осужденных происходит по мастям . В мире осужденных и заключенных существует четыре основных касты: блатные (черные), мужики (серые), козлы (красные) и опущенные (голубые).

Наиболее многочисленной группой являются мужики . Мужики занимают довольно обособленное положение по отношению к другим категориям (мастям ) осужденных. Отличие мужиков от блатных состоит в том, что они могут и должны работать (например, на должность завхоза , автоматически переводит его в категорию красных (козлов ) со всеми вытекающими отсюда последствиями). От красных же мужики отличаются тем, что они не сотрудничают с администрацией. Среди мужиков есть небольшая прослойка авторитетных мужиков , к мнению которых прислушиваются даже блатные . А вообще же, ни на какую власть в зоне (теневую, конечно) мужики не претендуют, в различные разборки не вмешиваются. Их кредо — жить тихо, побыстрее освободиться. Тем не менее, мужики , как правило, придерживаются правильных понятий , т.е. они не идут, как уже указывалось выше, на сотрудничество (во всяком случае, открытое) с администрацией.

Несколько отличается от мужиков положение, которое занимают пацаны . Если в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних статус пацанов приближен к статусу мужиков на взрослых видах режима, то пацан на взрослом режиме это не совсем то же, что мужик . Пацаны (а это осужденные молодежного возраста) на взрослом виде режима относятся к категории, приближенных к блатным . Они исповедуют воровской закон и являются кандидатами в бродяги , арестанты и т.д.

Повышение статуса, т.е. переход из одной масти в другую чрезвычайно редок и затруднен, а для некоторых категорий (обиженные, опущенные, петухи, козлы ) вообще невозможен. В то же время необходимо отметить, что понижение статуса в иерархической лестнице явление для криминального сообщества в общем-то довольно обычное. Понижение происходит в основном из-за нарушения тем или иным осужденным (заключенным, членом преступной группы) каких -то норм и правил воровского или тюремного закона . Наиболее распространенным наказанием является понижение в системе криминальной иерархии («дать по ушам »), т.е. перевоз из категории блатных в категорию мужиков и т.д. Довольно часто понижение происходит путем совершения акта насильственного мужеложства. Переведенный из категории блатных в категорию мужиков с течением времени еще и может вновь занять более высокую ступень ,что случается, хотя и редко. Статус обиженного (опущенного , петуха и т.д.) — вечен и определяет всю дальнейшую жизнь подвергнутого такому наказанию. Даже в том случае, если «опущение» произошло в результате беспредела , и во время правила признано, что «опущение» совершено в нарушение воровских (тюремных) законов , то и тогда подвергнутый этому наказанию не может возвратиться к своему предшествовавшему наказанию положению. Правда, допустившие беспредел лица могут быть сами подвергнуты такому же наказанию.

Среди выше названных каст можно выделить особую категорию, например, смотрящих – осужденные, которые призваны смотреть за порядком в камере, чтобы у осужденных всегда были необходимые предметы гигиены и быта, они нередко сотрудничают с сотрудниками исправительных учреждений.

Как уже отмечалось выше, тюремная субкультура чрезвычайно консервативна, существование «табели о рангах» — мастей приходится учитывать и администрации ИТУ и СИЗО, хотя, согласно Исправительно-трудового кодекса, все осужденные равны между собой. Невозможно, например, посадить блатного в камеру, где сидят обиженные. А если администрация и пойдет на это, то можно смело предсказать, чем это закончится: либо блатного опустят, либо нанесет кому-то телесные повреждения, либо ему нанесут. Поэтому практически в ста процентах случаях камеру, где ему сидеть, определяет сам осужденный или заключенный (мы не говорим здесь о тех случаях, когда администрация делает это намеренно с целью сломить неугодное ей лицо, а также о случаях блатного беспредела, когда человека опускают просто так, развлечения ради).

В тюрьме, как и на свободе, существует свой общак, который в криминальной субкультуре обозначает денежные накопления, поступающие от всех членов группы.

Для сохранности общака выделяются отдельные, пользующиеся доверием лидеров преступного мира, лица, которым предоставляются значительные полномочия, вплоть до вынесения смертных приговоров в отношении лиц, допустивших нарушения “финансовой дисциплины”. В ИТУ общаком , как правило, ведает один человек, наиболее приближенный к местному неформальному лидеру (вору в законе , а в его отсутствие положенцу или смотрящему). Сам хранитель общака в ИТУ также не может без разрешения тратить, чтобы то ни было под страхом смерти. Определить хранителя общака в ИТУ довольно сложная задача, так как он обычно очень законспирирован, внешне может выглядеть вполне законопослушным зеком , не нарушающим режим содержания (что, кстати говоря, ему и не рекомендуется делать).

При попадании новичка в исправительной учреждение он обязательно проходит процедуру прописки. Прописка на уголовном жаргоне означает процедуру принятия новичка в свои ряды. Прописка среди взрослых преступников встречается достаточно редко, в основном процедуру прописки проходят в следственных изоляторах в камерах для несовершеннолетних. Для чего проводится прописка ? Основные ее функции заключаются в следующем:

· изучение новичка;

· степень его соответствия криминальной субкультуре (знание ее);

· готовность следовать нормам криминальной субкультуры;

· определение статуса (положения) новичка, уточнение вытекающих из занимаемого им положения его прав и обязанностей.

Суть прописки состоит в том, что ею проверяется «бывалость» вновь прибывшего, его выносливость, находчивость, сообразительность. Но самое главное пропиской проверяется умение новичка постоять за себя. Она проходит в форме беседы новичка с неформальным лидером, который самостоятельно решает, принять ли новичка в данное криминальное сообщество без всяких условий или предварительно подвергнуть его каким-либо испытаниям (приколам )., задаются провокационные вопросы, на которые новичок должен отвечать, в зависимости от того, как он ответит, будет понятно каким будет его положение в учреждении, к какой страте он будет отнесен.

Статус опущенных изменению не подлежит ни при каких обстоятельствах, как бы он “героически”, с точки зрения преступников, не вел себя на следствии и в суде.

Прописку также не проходят лица, занимавшие (занимающие) высокий статус в криминальных сообществах, но если это не широко известное лицо, то ему надо привести доказательства (представить свидетелей), что он действительно занимал (занимает) такой статус.

Неотъемлемым элементом в тюремной среде продолжает оставаться уголовный жаргон,он, безусловно, базируется на фонетике и грамматике общенационального языка и, как уже указывалось выше, имеет существенные диалектные и социально-групповые различия. В уголовном жаргоне можно выделить отдельные его разновидности. Основную его часть составляет воровской или тюремный жаргон. Как составные его части выделяются жаргон сутенеров и проституток, наркоманов, несовершеннолетних и т.д. Уголовный жаргон имеет некоторые различия в зависимости от местности или региона. Кроме того, большое влияние на распространенность жаргона оказывает наличие поблизости от населенных пунктов мест лишения свободы. Следует подчеркнуть, что жаргон претерпевает постоянные изменения, в него постоянно добавляются новые слова, происходит исключение некоторых словосочетаний.

Уголовный жаргон обеспечивает внутреннюю жизнь криминального сообщества, связанную с развлечениями, половой жизнью, трудовой деятельностью и т.д.

Большинство используемой лексики обозначает орудия преступной деятельности, способы ухода от преследования, поведения на суде, характера преступной деятельности, субъектов и объектов преступлений.

Также одним из распространенных явлений является нанесение татуировок.Как уже отмечалось, значительное число татуировок наносится насильно (нахалка ). Данный вид татуировок наносится лицам, занимающимся половыми извращениями (гомосексуализм, орогенитальные контакты), замеченными в воровстве у своих же (крысятничество ), проигравшимся в карты, не сдержавшим данное слово, занимающимся доносительством, некоторым другим категориям. Основной функцией татуировки в тюремной среде по прежнему остается так называемое клеймение, путем нанесения позорной татуировки на тело человека, при наличии той или иной татуировки человека относят к той или иной касте. Важно не только содержание татуировки, но также и ее место расположение. Татуировки могут располагаться на голове, лице, руках, груди и живое, а также сбоку торса на спине, ягодицах ногах, еще татуировку могут нанести на половых органах.

Еще одной яркой особенностью тюремных традиций и обычаев является гомосексуализм. Для ИТУ и СИЗО в большей степени характерен приобретенный и насильственный гомосексуализм. Особенно это касается контингента несовершеннолетних. Причем, среди самих осужденных (да и не только) извращением считается только пассивный гомосексуализм.

Активный гомосексуализм в ИТУ (и особенно в ВТК), как правило, преследует цель не только полового удовлетворения, но и самоутверждения среди других осужденных и как форма самозащиты от посягательств других. Как правило, по освобождению из мест лишения свободы, активные гомосексуалисты возвращаются к нормальной половой жизни.

Гораздо труднее в колониях (особенно в ВТК и колониях общего режима для взрослых) приходится пассивным гомосексуалистам. В «табели о рангах» криминальной субкультуры они занимают самую низшую ступень. Любой другой осужденный или заключенный имеет право потребовать от них полового удовлетворения, выполнения других услуг (стирка и т.д.). Отказаться обиженные, опущенные, петухи и т.д. не имеют права.

Зачастую объектами насилия в СИЗО и ИТУ становятся внешне миловидные осужденные и заключенные молодежного возраста, которых путем различных подачек и обещаний, склоняют к гомосексуализму физически и умственно более развитые осужденные или заключенные.

Таким образом, несмотря на общие принципы и традиции, существующие среди преступных групп и у осужденных, все же есть принципиальные различия. Это связано: во- первых с изоляцией от общества, во- вторых с невозможностью покинуть исправительное учреждение, в – третьих особое психологическое состояние в котором находятся осужденные. Несмотря на закрытость учреждений в них сохраняются и процветают в основном все описанные ранее элементы субкультуры, при этом они отличаются особым консерватизмом, можно сказать, что они являются более суровыми и дерзкими. Это подтверждается тем, что в исправительных учреждениях существует четко выраженная иерархическая структура, также нет возможности перейти из низкой касты в более высокую, при этом наказания за совершение проступков в исправительных учреждениях носят особо изощренный, нахальный и непристойный характер, чего, конечно же, не встретить у преступных групп. Также наблюдается отсутствие некоторых элементов криминальной субкультуры, например, у преступных групп исключены факты прописки.

2.3. Рекомендации по использованию элементов криминальной субкультуры в оперативном внедрении

Ю.П. Дубягин, оправданно считает, что под оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать конфиденциально (в организационном и тактическом аспектах) совершаемые, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» действия, собственно мероприятия и операции, посредством которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность. При этом оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом оперативно-розыскной деятельности, состоящим из системы взаимных действий, направленных на решение конкретных организационно-тактических задач. Данные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии следов противоправной деятельности, о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших лиц и о неопознанных трупах. С таким определением сущности оперативно-розыскных мероприятий нельзя не согласиться. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводимые оперативно-розыскные мероприятия могут носить как гласный, так и негласный, зашифрованный характер. Поэтому ряд оперативно-розыскных мероприятий осуществляется только негласно, иные, в зависимости от ситуации и обстановки, могут быть гласными или негласными. Однако преимущественно оперативно-розыскные мероприятия организуются и проводятся негласно.

Более ответственным по организации и подготовке успешного осуществления, чем другие оперативно-розыскные мероприятия, является оперативное внедрение (п. 12 ч. 1 ст. 6). Сущность словосочетания «оперативное внедрение» согласуется с общепринятым толкованием понятия термина «оперативный», т.е. непосредственно, практически осуществляющий, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дела. «Внедрение» в специальной литературе понимается как использование чего-то в чем-то, где сущность внедрения понимается как вход в доверие, в данном случае это означает вписаться в преступную группу или криминогенную среду как соучастник организованной преступной группы и быть для них «своим человеком» с вытекающими последствиями. Наиболее удачной формулировкой понятия данного оперативно-розыскного мероприятия, по мнению Дубягина, является: «совокупность действий и собственно мероприятий, заключающихся во вводе оперативно-розыскным органом оперативника и (или) лица, оказывающего содействие оперативно-розыскному органу на конфиденциальной основе, в объект оперативного интереса (например, в преступное сообщество или его окружение) и (или) в вербовке такого лица из числа членов объекта оперативного интереса, для решения задач конкретной оперативно-тактической ситуации более удачно законспирированного внедрения и обеспечения безопасности сотрудника в преступной среде применяют институт легендирования, которое подразумевается как процесс создания внутренних и внешних условий, позволяющих сформировать ложное представление о скрываемой личности, её прошлом, а также принадлежности к правоохранительным органам. Конечным результатом легендирования выступает создание легенды, сформированной с учетом особенностей существующих в преступной среде и знаний о криминальной субкультуре. Поскольку легенда служит основным средством конспирации, при ее формировании следует также учитывать возрастные, половые, психологические, этнические, этические, профессиональные, и другие особенности. При этом существует большая вероятность разоблачения, в связи этим значение имеет, конечно, значимость получаемой информации, что обуславливает необходимость самого внедрения. В разработку легенды обязательно входит составление плана ввода лица, при этом учитывается среда, в которую он будет внедрен, количество лиц, их психологические особенности, характер совершаемых ими преступлений. Исходя из этого, формируются документы прикрытия (например, справка о судимости). Анализируются варианты поведения в преступной среде или в камере, выбирается наиболее эффективный, рациональный и безопасный, также анализируются лица, к которым будет внедряться сотрудник, из их числа выбирается человек, посредством которого внедрение будет осуществлено. Например, путем случайного знакомства или же через общих знакомых. Обязательным является составление плана вывода сотрудника. При этом все события (ввод и вывод из игры) должны быть настолько естественны в жизни, чтобы не вызывать какого-либо подозрения, иначе последствия могут быть очень серьезными. Как правило, преступники очень жестоко расправляются с «подставными лицами». Внедряемое лицо должно внутренне и внешне соответствовать тем стандартам, в чью преступную группу он внедряется, начиная от внешнего вида (одежды, наличие татуировок, каких-то этнических особенностей) до внутренних особенностей личности, степени готовности к подобному мероприятию (манера поведения, общения, состояния нервной системы). В процесс легендирования также входит создание средств прикрытия, как упоминалось ранее это могут быть документы, специальная одежда, играет роль даже наличие щетины на лице. Внедряемое лицо, должно быть хорошо осведомлено об особенностях преступной среды, о тонкостях существования в исправительных учреждениях. Иными словами должно хорошо ориентироваться в традициях, нравах и обычаях, должен знать и соблюдать традиции существующие в той или иной группе.

Внедряемое лицо должно: уметь разговаривать на жаргонном языке. Знание воровского (уголовного) жаргона необходимо также для того, чтобы хорошо разбираться в преступной иерархии, так как каждая каста (масть) имеет свое собственное название. Услышав, к какой масти относится тот или иной осужденный (заключенный) можно сразу же определить его истинное положение в преступной иерархии - в результате, с достаточной долей уверенности, можно прогнозировать его поведение в местах лишения свободы.

Уголовный жаргон обеспечивает также внутреннюю жизнь криминального сообщества, связанную с развлечениями, половой жизнью, трудовой деятельностью и т.д. Знание уголовного жаргона способствует пониманию психологии конкретных групп преступников, а знание уголовного жаргона сотрудниками пенитенциарных учреждений может помочь в выявлении существующих в среде осужденных (заключенных) скрытых тенденций, предотвращению преступлений и т.д. Также знать иерархию в преступной группе совершающей преступления, и в исправительных учреждениях; необходимо понимать условные знаки, то есть обладать навыками «ручного жаргона», знать воровские и тюремные законы. Лица, внедряемые для внутрикамерной разработки, в исправительные учреждения могут проходить процедуру прописки, для того, чтобы подтвердить свой статус. Немало важным внешним элементом выступает татуировка, поскольку изображение и место расположение может свидетельствовать о принадлежности к той или иной касте. Чтобы понимать «фиолетовый язык», нужно изучать его десятилетиями, а то и научиться «говорить» на нем. Отдельными особенностями обладают татуировки, говорящие о виде деятельности, о характере совершаемых лицом преступлениями. Нанося ту или иную татуировку внедряемое лицо должно знать какие символы нужно наносить, и их расположение на теле, чтобы читая его как книгу, преступники могли распознать в нем «своего» и уже тогда открывается возможность установления психологического контакта. Однако следует помнить, что только совокупность знаний, навыков и умений способствует формированию доверительных отношений на более высоком уровне.

Способ установления психологического контакта может быть сформирован еще на стадии проектирования легенды, однако могут возникнуть ситуации, когда выбранная методика окажется не эффективной или невозможной в силу стечения обстоятельств. Тогда внедряемое лицо должно в полной мере применить всю свою эрудицию, опыт, выдержку, чтобы во- первых не провалить всю операцию, а во- вторых, чтобы не раскрыть себя.

Хочу заметить, что знать язык воровских традиций и отдельных элементов должны не только внедряемые лица, оперативный сотрудник должен опережать преступника, он должен сам читать его как открытую книгу.

Таким образом, учитывая особенности организованной преступности, общественную опасность организованных преступных групп, банд, преступных организаций и сообществ, законспирированный характер их деятельности, государство вынуждено использовать в борьбе с этими явлениями, как гласные, так и негласные средства и методы. Внедрение лица носит высоко законспирированных характер. При этом происходит его моральная подготовка, формирование легенды, создание средств прикрытия. Внедряемое лицо, должно быть хорошо осведомлено об особенностях преступной среды, о тонкостях существования в исправительных учреждениях. Иными словами должно хорошо ориентироваться в традициях, нравах и обычаях, должен знать и соблюдать традиции, существующие в той или иной группе. При этом определенными познаниями о криминальной субкультуре должны обладать все сотрудника оперативных подразделений, хотя бы для того, чтобы устанавливать психологический контакт с лицами, привлекаемых в качестве конфидентов.

 

Заключение

На сегодняшний день очевидна необходимость конструктивных изменений духовно-нравственной сфере российского общества, в которой накопилось множество негативных явлений, в том числе и рассматриваемое нами, составляющих значительную часть в причинном комплексе резкого роста преступности. Фактически сегодня можно говорить о нравственной деградации общества и общем духовном обнищании нашей страны.

Отметим, что основное направление противодействия распространению криминальной субкультуры в российском обществе заключается в нравственном возрождении российского общества, её самобытности. Как известно, систему ценностей невозможно опровергнуть, но можно вывести из моды. Можно сделать так, что прежние ориентиры станут выглядеть старомодными: так теперь не поступают, так уже не принято. В этом свете видится очевидной необходимость продуманной и последовательной работы по оздоровлению нравственной сферы нашего общества: пропаганда истинного патриотизма, блага созидательного труда, чести, долга, снижение гипертрофированного прагматизма ценностей, иными словами, реанимация норм общечеловеческой морали и ценностных ориентаций, исконно присущих российской цивилизации.

В основе формирования криминальной субкультуры, как объединяющие воровские традиции, обычаи и нравы, лежат отдельные предпосылки, обусловленные сращиванием преступных форм с легальной деятельностью. В своей сущности криминальная субкультура представляет собой укоренившиеся негативные проявления, привнесенные в современное общество под воздействием преступных групп, находящихся у власти.

Раскрытые в представленной работе элементы являются неотъемлемой частью преступного мира. Большинство из них определяют статус, служат средствами общения и передачи информации, в некоторых случаях кодирования информации.

В современной России существует несколько видов преступных групп, различающиеся степенью сплоченности, криминальной направленностью и организацией. Не смотря на общие принципы и традиции, существующие среди преступных групп и у осужденных, все же есть принципиальные различия. Это связано: во первых с изоляцией от общества, во вторых с невозможностью покинуть исправительное учреждение, в третьих особое психологическое состояние в котором находятся осужденные. В исправительных учреждениях существует четко выраженная иерархическая структура, также нет возможности перейти из низкой касты в более высокую, при этом наказания за совершение проступков в исправительных учреждениях носят особо изощренный и непристойный характер, чего, конечно же, не встретить у преступных групп.

В целях собственной безопасности и для более продуктивной работы внедряемое лицо, должно быть хорошо осведомлено об особенностях преступной среды, о тонкостях существования в исправительных учреждениях. Иными словами должно хорошо ориентироваться в традициях, нравах и обычаях, должен знать и соблюдать традиции, существующие в той или иной группе. При этом определенными познаниями о криминальной субкультуре должны обладать все сотрудника оперативных подразделений, хотя бы для того, чтобы устанавливать психологический контакт с лицами, привлекаемых в качестве конфидентов.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика

криминальные новости