Чикаго — город гангстеров всех мастей. Он повидал много мафий — еврейскую, итальянскую (с самим Аль Капоне во главе), ирландскую, афроамериканскую. Но сейчас речь пойдет о мафии украинской. Да, есть и такая. И она имеет свою криминальную историю, полную событий и громких скандалов.
На берега Иллинойса первые украинские беженцы пришли в начале 20 века. Как ни странно, но именно они образовали одну из самых крупных славянских этнических групп, незначительно уступая по численности лишь полякам. И если поляки с удовольствием вступали в ряды копов, то их восточные братья предпочитали жить тесным кланом, не выдавая своих, не служа в органах правопорядка.
Основным источником дохода первых украинских преступных группировок был рэкет в отношении своих же соотечественников, занимавшихся каким-либо бизнесом. Однако проявлять жесткость по отношению к своим братьям-малороссам считалось дурным тоном. Материальные требования были не слишком обременительными, а реальная польза от такой «крыши» ощущалась. Поскольку ни одна из многочисленных группировок того времени не решалась связываться с украинцами. Их обходили стороной и безумные во хмелю ирландцы, и хитрые евреи, и жестокие кровожадные итальянцы.
Сухой закон
Когда Соединенные Штаты прижал «сухой закон», выпивку часто можно было найти только у хитроумных украинцев, предки которых слыли большими мастерами в приготовлении ядреного самогона. А их предприимчивые потомки уже на американской земле наладили производство спиртного, так что традиции варки горилки были успешно продолжены.
Маленькие заводики, где гнали самогон, находились на территории соседней Канады, не страдавшей от законодательной «засухи». Оттуда готовый товар контрабандой доставляли в Чикаго. Так что у парней всегда было что выпить и чем закусить. Украинские бутлегеры наладили поток первача, который гордо именовался «виски», и сам великий Аль Капоне не брезговал отовариваться у них. Украинцы пережили кровавые гангстерские войны, предпочитая держаться в стороне, и отвечали силой только тогда, когда дело касалось непосредственно их интересов.
Контроль Чикаго
После Второй мировой войны ряды украинской мафии пополнились свежей кровью, за счет освобожденных из фашистских концлагерей военнопленных, которые прекрасно понимали, что в Советском Союзе их ничего хорошего не ожидает. Перебравшись через Атлантику, они оказались в ином мире. Не имея профессии, не зная языка, они шли к своим мафиозным соотечественникам для того, чтобы выжить.
Украинская мафия не только усилилась, но и перевела часть своих активов в соседний Детройт, который становился центром машиностроения Соединенных Штатов. Но и в Чикаго они продолжали крепко держать порядок в своих владениях. По сей день украинским боссам подчиняется целый район в центре города, где есть православная церковь, музей, два банка, несколько ресторанов и клубов.
Тем не менее, победные времена первой украинской мафии ушли. В результате того, что связь с исторической родиной была утеряна еще в середине века, ряды группировки пополнялись за счет местного населения. И к концу 90-х годов от прежнего могучего клана осталась лишь горстка «динозавров», которые живут на удачные вложения своих отцов и ведут мелкий семейный бизнес.
С падением «железного занавеса» на Запад хлынула новая волна «лихих людей». В том числе и из Украины. Но это были уже совершенно другие люди, с иными, чем в Америке, менталитетом и «понятиями». В рядах украинских иммигрантов были не только матерые преступные элементы, но и талантливые экономисты, математики, инженеры. А также и бывшие офицеры КГБ и специальных подразделений, имевшие богатый опыт военных операций.
Это давало неоспоримое преимущество новым украинским бандам перед среднестатистическими гангстерами Штатов. В отличие от колумбийцев, мексиканцев и итальянцев, практически все приезжие из Восточной Европы имели хотя бы среднее образование, а зачастую и высшее. Они использовали не только свои мускулы, но и мозги для того, чтобы завоевать себе место под солнцем всеми правдами и неправдами.
Новые крестные отцы
Руководство новых преступных синдикатов способно было подкупить любого государственного чиновника. И это был еще один несомненный плюс. К тому же у всех «крестных отцов» имелись паспорта граждан Израиля. Яркими представителями украинских организованных преступных группировок были Игорь Фишерман и Семен Могилевич. Украинские евреи практически полностью подмяли под себя крупные славянские группировки в Соединенных Штатах и стали той самой пресловутой «русской мафией«. Как сказал эксперт Роберт Фридман: «Усилия властей по расследованию преступлений лидеров мафии блокировали некоторые видные чиновники из тех соображений, что обнародование таких данных может быть расценено как проявления антисемитизма».
Виктор Бут
Вспоминается еще одна громкая история, связаная с уроженцем Украины Виктором Бутом, которого сыграл Николас Кейдж в фильме «Оружейный барон«. После развала Советского Союза на Украине оказались гигантские запасы бесхозного вооружения, которое предприимчивые люди незамедлительно начали распродавать по всем горячим точкам мира. В итоге мафиози нажили состояние аж в 30 миллиардов долларов!
Георгий Сафиев и режиссер Ник Харабадзе
В 2011 году в Калифорнии прошел громкий процесс по делу киевлянина Петра Крылова, которого обвиняли в нескольких убийствах. Следователям удалось выяснить, что Крылов входил в состав международной банды, которая занималась похищением людей с целью получения выкупа. Их жертвами стали Александр Уманский, владелец крупной компании по монтажу электроники, риэлтор Рита Пеклер, её компаньон Георгий Сафиев и режиссер Ник Харабадзе. ФБР удалось задержать лишь одного Крылова, который получил пожизненный срок в одной из тюрем Штатов.
Наиболее влиятельные украинские криминальные сообщества действуют на всей территории Украины, делая упор на четыре региона: Приднестровье и Одессу, Карпаты, Восточную Украину, где действия часто осуществляются совместно с российскими преступниками, и Крым. Точно так же, как итальянская мафия и японская якудза, украинская организованная преступность занимается контрабандой сигарет, нефти, наркотиков, операциями с похищенными автомобилями, подделкой денег, ценных бумаг и документов, секс-индустрией. Однако украинские преступники намного больше, чем их криминальные коллеги, преуспели в торговле оружием, наркотиками и людьми, а также в отмывании денег.