Александра Кошкина. Профиль 25 мая2016 г.
Количество краж автомобилей в России снизилось в 2015 году на 11%. Однако продажи и производство автомашин за тот же год сократились еще сильнее. Таким образом, криминала на рынке стало не меньше, а, наоборот, скорее больше, и риск стать жертвой угона по-прежнему велик.
Третий год подряд МВД фиксирует заметное сокращение в России числа краж автомобилей, по итогам 2015‑го оно составило 11%. На первый взгляд тенденция свидетельствует об укреплении правопорядка и обещает автовладельцам более спокойную жизнь.
Профессиональные участники автомобильного рынка, между тем, оценивают ситуацию иначе. Они обращают внимание на то, что, согласно официальным данным Минэкономразвития, продажи автомобилей за тот же 2015 год в России сократились на 35,7%, а производство – на 27,7%. Таким образом, статистика угонов снизилась куда меньше объемов легального рынка, а значит, присутствие криминала на нем, скорее, увеличилось. Грубо говоря, у угонщиков просто заметно уменьшился выбор, но кризис они переживают намного лучше, чем официальный бизнес. В частности, рост попыток автокраж отметили предприятия, специализирующиеся на контроле транспорта на основе геоинформационных и спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS, которые, как правило, устанавливаются на наиболее престижные и дорогие автомобили.
Востребованное старьеПо данным МВД, в 2015 году в России было зарегистрировано 44 566 краж транспортных средств (против порядка 50,2 тыс. в 2014‑м). В том числе, по информации сайта Угона.нет, основанного на данных ГИБДД, было угнано 36 323 легковых автомобиля, что составляет около 0,08% от общего числа стоящих на учете ГИБДД (чуть более 44,2 млн). Причем сокращение краж именно легковых автомобилей оказалось не столь значительно, как всех видов транспорта, – около 8%. А иномарок и того меньше – порядка 5% (23 635 в прошлом году против 25 013 в 2014‑м). Интерес же воров к продукции отечественного автопрома, по данным Угона.нет, упал в прошлом году сразу на 15%.
Данные основных страховых компаний в целом эти тенденции подтверждают, хотя дают значительный разброс. Объясняется это тем, что страховщики исходят из статистики обращений по выплатам страховок за угоны (отдельно либо чаще в пакете КАСКО), а их оформляют далеко не все автовладельцы. Кроме того, разные компании ориентируются на разных клиентов – по уровню состоятельности, возрасту, региону, месту проживания и т.д.
Так, в «Росгосстрахе» отметили сокращение числа автокраж среди своих клиентов на 6,8%, в «АльфаСтраховании» – на 15%, в «Интач страховании» – на 13%. В начале этого года большинство опрошенных «Профилем» компаний не зафиксировали пока каких-либо изменений. Однако «Ренессанс страхование» заявила сразу о 25‑процентном снижении угонов за первые два месяца. В компании отметили, что основное количество таких случаев приходится на транспортные средства массовых марок. «В кризис традиционно недорогие или старые автомобили угоняют чаще с целью разбора», – сказал управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств «Ренессанс страхования» Сергей Демидов.
Между тем компании, занимающиеся мониторингом транспорта на основе спутниковых технологий, которыми оснащаются в основном престижные и дорогие автомобили, отмечают, наоборот, увеличение криминальной активности. «Рост попыток угонов начался еще в конце 2014 года, – говорит президент группы компаний «Геолайф» Анатолий Курманов. – Прошлый год показал рост преступных посягательств на 50%. К сожалению, прошедшие три месяца этого года также показывают прогрессирующую динамику, которая не может радовать автовладельцев».
Компания «Автолокатор», специализирующаяся на установке и обслуживании спутников систем безопасности, приводит аналогичные данные – попытки угонов за последний год увеличились в 1,5 раза. По их информации, активность автоворов начала постепенно увеличиваться со II квартала 2015 года и к концу года достигла пика. Руководитель отдела продаж компании Игорь Перехрестюк отметил, что в начале 2015 года спрос на новые и подержанные автомобили снизился из-за падения курса рубля и перенасыщения рынка. Все, кто хотел и мог приобрести автомобиль и запчасти, сделали это заранее. Поэтому в марте был некоторый спад со стороны угонщиков. Но затем рубль продолжил падение, и покупать запчасти у официальных дилеров стало и труднее, и затратнее. Как следствие, преступники не только стали угонять машины, но и снимать с них фары, дворники и зеркала, чего раньше практически не делали.
Большинство экспертов не исключает, что количество угонов в 2016 году может увеличиться, причем в первую очередь за счет недорогих машин с целью разбора на запчасти. «Статистические данные однозначно говорят – в ближайшее время ожидать спада в этом сегменте деятельности преступников не стоит. Автомобильные воры имеют очень серьезный стимул в виде увеличения спроса как на черном рынке самих транспортных средств, так и на рынке бывших в употреблении запчастей», – полагает Курманов.
От «удочки» до молоткаПо словам Демидова, в последнее время наиболее популярным методом у угонщиков остается использование так называемого удлинителя штатного ключа (также известен как «удочка»), который позволяет угнать автомобиль без его повреждения в считанные секунды. Он представляет собой несколько специальных портативных приборов и участие не менее двух сообщников. Действуют они по следующей схеме. Один угонщик, находясь рядом с машиной, со специального устройства подает на сигнализацию сигнал о разблокировании, в ответ противоугонная система (большинство действует в диалоговом режиме) посылает зашифрованный запрос на электронный ключ, на который настроен брелок настоящего владельца. Аппарат у угонщика, стоящего рядом, улавливает этот сигнал и по радио передает его на устройство сообщника, который должен находиться рядом (на расстоянии нескольких метров) с ушедшим от автомобиля владельцем. Брелок сигнализации в кармане хозяина, получив запрос на разблокирование, подает ответный сигнал, который аппаратура угонщиков ретранслирует на устройство рядом с автомобилем, и она отключается. Также довольно часто, по данным специалистов, угонщики используют так называемые код-грабберы – похожее оборудование, при котором не обязательно следить за владельцем. Эта аппаратура также инициирует противоугонную систему, но затем сама по специальному алгоритму генерирует сигнал на снятие блокировки. Правда, такое современное оборудование, как правило, пускают в ход при угоне дорогих иномарок. С бюджетными автомобилями обращаются проще – разбитые стекла, взлом и проворот личинки замка, подключение к штатной проводке путем просверливания отверстия в водительской двери.
По словам Курманова из «Геолайф», чаще всего при краже автомобиля преступники по-прежнему выбирают ночное время. Самый популярный у них день недели – среда. «Именно на этот день приходится самый большой процент посягательств. В субботу, напротив, активность злоумышленников заметно спадает», – отметил эксперт.
«В 81% случаев угонщики предпринимали попытки хищения транспорта в будни, – рассказал, в свою очередь, руководитель оперативно-диспетчерского центра компании «Автолокатор» Александр Лескив. – Преступники по-прежнему чаще всего орудуют ночью, хотя по сравнению с 2014 годом доля ночных хищений сократилась более чем в два раза. Попытки угонов в основном совершаются во дворах домов, на парковках крупных торговых и бизнес-центров».
Консервативные людиЧто касается статистики наиболее угоняемых автомобильных марок и моделей, то картина здесь может сильно отличаться в зависимости от региона. Так, по данным Угона.нет, в целом по России пятерку лидеров по наиболее популярным у угонщиков маркам возглавляют Lada, Toyota, Mazda, Hyundai и Nissan (причем Lada лидирует с многократным отрывом от всех остальных), а по моделям – Lada 2106, Lada 2107, Ford Focus, Hyundai Solaris и Lada 2114 Samara 2. В Москве же первые места распределены иначе – по маркам (в порядке убывания) лидируют Lada, Toyota, Mazda, Kia и Land Rover, а по моделям – Hyundai Solaris, Mazda 3, Kia Rio, Ford Focus и Toyota Camry.
Большинство опрошенных «Профилем» страховых компаний не отметили каких-либо серьезных изменений в предпочтениях угонщиков за последнее время. «Если говорить про портфель «АльфаСтрахование», то особым спросом (исходя из числа попыток угона относительно количества автомобилей данных марок) у угонщиков продолжают пользоваться дорогие модели Range Rover, Infinity и Mercedes G‑класса, в особенности 6,3 AMG», – говорит руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев. По его словам, дорогие машины, как правило, угоняются под заказ. Также отмечается увеличение частоты угонов недорогих машин. «Речь в данном случае идет о моделях популярных японских и корейских марок. Угоняют их для последующего разбора на запчасти, спрос на которые сейчас сильно вырос из-за их удорожания», – пояснил он.
«Угонщики довольно консервативны, и в I квартале 2016 года угонная статистика не претерпела существенных изменений», – подтвердила PR-директор группы «Ренессанс страхование» Ольга Громова. По ее словам, наибольшую активность злоумышленники проявляют в мегаполисах – Москве и Санкт-Петербурге.
В «Автолокаторе» отметили, что их клиентская сеть охватывает все регионы, но большинство находится в Центральном федеральном округе, и именно здесь фиксируется наибольшее количество попыток угонов. Лидируют также Москва и Санкт-Петербург, так как это города с самым высоким количеством автомобилей на душу населения в России. Относительно марок – в 2015 году по-прежнему чаще всего угоняли Toyota различных моделей, Mazda, Lexus и Land Rover.
В компании «Росгосстрах» также отметили лидерство марки Toyota, хотя количество ее угонов в 2015 году сократилось на 10,4%. Чаще всего преступников интересовала модель Land Cruiser, затем Camry, а также RAV 4. На втором месте – Kia и Renault, в 2015 году число их угонов выросло на 4% и 30% соответственно. Третье место по популярности у угонщиков заняли автомашины Hyundai, хищения которых выросли на 56,5%. Львиная доля (70,8%) – это модели Solaris.
В «Интач страховании» отметили изменения в рейтинге угонов по маркам. Если в 2014 году первые места занимали в порядке убывания Mazda, BMW и Mitsubishi, то в 2015‑м преступники отдали предпочтение Ford, Hyundai, Renault, Kia и Mazda.
«Традиционно популярны марки японских производителей, отмечается некоторая заинтересованность угонщиков автомобилями корейских производителей, особенно народных моделей, например, Hyundai Solaris», – подтвердил начальник управления страховых продуктов и прикладной методологии СПАО «Ингосстрах» Дмитрий Шабунин.
«В целом предпочтения угонщиков не меняются кардинальным образом, а лишь варьируются согласно тенденциям авторынка, – объясняет Курманов из «Геолайф». – Начиная с III квартала 2015 года и по настоящее время продолжает возрастать интерес злоумышленников к премиальным маркам автомобилей. Ряд независимых экспертов также считает, что увеличение количества попыток угонов прямо пропорционально росту стоимости автомобильных запчастей. Выросли в цене новые автозапчасти практически всех марок. Кроме того, в условиях нестабильной экономики и рынка труда далеко не каждый автолюбитель готов приобрести новую автозапчасть – куда дешевле купить ее на «разборке». Стоимость подержанных комплектующих в среднем ниже на 20–80%, в зависимости от состояния и износа детали».
Фото: Интерпресс/ТАСС
Примечательно, что на фоне формального снижения числа угонов практически все страховые компании наблюдают рост запросов на страховки от угонов (чаще всего такой вид страхования включен в пакет каско). «В текущих условиях люди стали сильнее бояться угона, потому что понимают, что стоимость автомобилей значительно выросла, и купить машину такого же класса в будущем будет трудно», – объясняет Григорьев. «Автомобили массового сегмента часто кредитные, для них необходимость в страховании возрастает», – добавила директор департамента юридической поддержки и урегулирования убытков «Интач страхования» Мария Размустова. Причем в целом стоимость страховки каско, по разным оценкам, в 2015 году выросла на 20–40%.
«Автострахование сейчас вообще переживает не лучшие времена, – отметил Курманов. – Вал кредитных машин, страхование которых на весь срок кредита было обязательным условием, закончился. По открытым данным, поступления крупнейших 20 компаний от страхования наземного транспорта по итогам 2015 года составляют почти 167 млрд рублей. Та же цифра за 2014 год – почти 190 млрд рублей. Таким образом, в денежном выражении в ушедшем году страховой рынок просел на 13%. Если учесть, что в течение 2015 года почти все компании подняли, и значительно, тарифы по каско, то, думаю, не ошибусь, если предположу потерю не менее 20% клиентской базы автостраховщиков».
В этих условиях компании разрабатывают различные тарифы, чтобы снизить стоимость страховки для надежных клиентов, предлагают рассрочку. «В связи с тем, что при расчете страховой премии страховой тариф (выражен в %) применяется к цене автомобиля, соответственно, с ростом цен на автомобили растет и стоимость страхования, – рассказал заместитель руководителя департамента автострахования компании «Росгосстрах» Павел Бородин. – Сама же система тарификации отражает результаты страховой деятельности в сегментах страхового портфеля. Если за последний отчетный период по марке/модели транспортного средства увеличились цены на запасные части, увеличилась стоимость ремонтных работ, расходных материалов, изменилась средняя величина ущерба, то рассчитываются величины поправочных коэффициентов, позволяющих ввести корректировки в тарифообразовании. Параллельно проводится анализ влияния «человеческого фактора» – как вели себя водители, как повлияли показатели возраста и водительского стажа».
Все опрошенные страховые компании отмечают тенденцию увеличения количества полисов с франшизой, по которой в случае возникновения страхового случая часть затрат берет на себя сам автовладелец. «По новым клиентам к концу 2015 года более 65% выбрали полис с франшизой. Она была очень популярна весь 2015 год, ее выбирали уверенные в себе водители, не готовые переплачивать за каско», – сказал Григорьев.
Снизить стоимость страховки, возможно, поможет разработка единой базы автомобилей с пробегом, рассказал вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. «Автомобили в угоне благодаря этому будут однозначно идентифицироваться, – считает он. – Поэтому продать такой автомобиль станет труднее. Плюс страховые компании получат возможность проверять автомобили, и надеемся, что они снизят цены».
Как отметил представитель «Геолайф» Курманов, существенное влияние на статистику попыток угонов оказывает состояние самого автомобильного рынка. По данным агентства «Автостат», в 2015 году объем рынка подержанных автомобилей уменьшился на 19,7%, а новых – на 35%.
«Из-за экономического кризиса автомобильный рынок продолжает сокращаться уже третий год подряд, – говорит директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. – С рынка уходят наиболее слабые игроки, прежде всего те, кто не смог или не успел выстроить эффективные бизнес-процессы или выбрал рискованную стратегию развития. Многие дилерские центры строились в расчете на непрекращающееся увеличение емкости авторынка, но, поскольку эти ожидания не оправдались, уже в 2015 году в России прекратили работу более тысячи автодилеров. Кроме того, более тысячи автомобильных дилерских центров в России оказались на грани банкротства. Поскольку в среднем на каждом предприятии работает порядка 80–85 человек, то лишиться своих мест могут сразу около 85 тысяч сотрудников».
Более-менее уверенно сегодня чувствуют себя дилеры, реализующие автомобили премиум-сегмента. «В кризис богатые богатеют, бедные беднеют, так было всегда», – заметил Мосеев. «Если массовый сегмент средней ценовой категории испытывает влияние кризиса, что называется, по полной программе, то продажи автомобилей премиум-класса в общем-то держатся на вполне приемлемом уровне, – подтвердил Курманов. – Более того, по ряду дорогих моделей, например у Toyota и Lexus, вообще существует дефицит предложения новых машин «в наличии». Дилеры, кстати говоря, этим пользуются и, что называется, навешивают на такие модели дополнительное оборудование на миллионы рублей, тем самым серьезно повышая свою доходность. Ведь если маржа на сам автомобиль сейчас не превышает 5%, то на дополнительном оборудовании автосалон зарабатывает, как правило, не меньше 40%. Желающие же получить «голую» комплектацию могут провести в ожидании до 6 месяцев».
Основная тенденция в автобизнесе, по словам Мосеева, заключается в переориентации на автомобили, собранные в России. Их доля на рынке составляет 80%, и значительная часть заводов, на которых они сделаны, принадлежит иностранным производителям. «Цены на них, конечно, растут, но чуть меньше, чем на импортируемые автомобили, – сказал эксперт. – Плюс некоторые импортируемые автомобили просто перестают поставляться. Также тенденция последних пяти лет – переориентация на suv-сегмент, или внедорожники. Порядка 30–40% машин – это suv (спортивно-утилитарный автомобиль. – «Профиль»)». Автодилеры, по наблюдениям Мосеева, пытаются выжить за счет того, что развивают сервис и переориентируются на автомобили с пробегом, где падение рынка не столь существенно.