Роберт Мусин
Роберт Мусин, председатель правления Татфондбанка (ПАО ТФБ) был взят под стражу в Казани до 16 апреля 2017 года. Банкира обвиняют в мошенничестве в особо крупных размерах. По сведению следователей, он похитил более трех миллиардов рублей, которые получил в виде кредита от Центробанка, предоставив фиктивные данные о наличии высоколиквидного актива. Получив деньги для нужд банка, Роберт Мусин перевел их на счета аффилированных компаний Татфондбанка. Это было в августе 2016 года, и у Мусина имелся шанс беспрепятственно покинуть Россию, как это делали почти все банкиры, выведшие капиталы мошенническим путем.
Но Роберт Мусин не собирался уезжать, несмотря на то, что ему не раз советовали покинуть границы России. По сведениям источников, банкир колебался между тем, чтобы остаться и «залатать» дыру в банке, или же скрыться. В итоге он направил свои силы на то, чтобы поправить положение банка. Именно это он и сказал на суде, который прошел накануне, где ему определили меру пресечения в виде ареста. Вообще для таких персон обычно назначают домашний арест, но учитывая шумиху, которая началась из-за пострадавших вкладчиков, банкира решили заключить под стражу. Его адвокаты были против такого решения. Прежде всего защита Мусина апеллировала к тому, что преступление, в совершении которого подозревается банкир, из области предпринимательской деятельности, и такая мера пресечения, как арест, явно использоваться не может.
Преступная группа Татфондбанка
Так как по подозрению в мошенничестве были также задержаны зампредседателя правления Татфондбанка Сергей Мещанов, а также директор «ТФБ Финанс» Тимур Вальшин, его подчиненные Рустам Тимербаев и Ильнар Абдульманов, также зампредседателя Татфондбанка Вадим Мерзляков, создается ощущение, что в банке действовала целая организованная преступная группа, наживающаяся на деньгах вкладчиков и кредиторов.
Причем кредиторы первые поняли, что их деньги, переданные под небольшие проценты банку, уходят в неизвестном направлении. Они и обратились в прокуратуру Татарстана, и в феврале ФСБ возбудило уголовное дело, которое только в марте поступило на подпись главе СУ СКР по Татарстану Павлу Николаеву. Теперь дело ведет Следственный Комитет.
На сегодняшний момент известно, что в результате преступных действ Мусина и неустановленных лиц ПАО ТФБ создало условия получения заранее невозвратных кредитов в сумме 3 миллиарда 103 миллиона 100 тысяч рублей, чем был принесен ущерб ЦБ России в особо крупном размере.
В изложенной схеме, однако, не хватает некоторых деталей. Выдав 16 июня кредит «Нижекамскнефтехиму» на 3,1 млрд. рублей, Татфондбанк 19 июля объявил о привлечении субординированного депозита от другой структуры ТАИФа — «Казаньоргсинтеза». Для ТАИФа вся операция вроде бы не имела особого смысла — тут взял, там вложил. Зато Мусин убил сразу двух зайцев: и капитал увеличил, и деньги от ЦБ получил.
Сергей Мещанов
Другое дело, что теперь благородная помощь Татфондбанку может обернуться ТАИФу боком. 20 февраля, вскоре после возбуждения уголовного дела, ЦБ РФ подал иск к НКНХ, «Новой нефтехимии» и Татфондбанку, требуя признать договор переуступки долга недействительным. И если регулятору это удастся, то виртуальный долг на 3,1 млрд. рублей станет для ТАИФа реальным, а вот его суборд на 4 млрд. рублей сгорел безвозвратно.
Роберт Мусин будет пребывать в отремонтированном несколько месяцев назад СИЗО №1. Там же сидит сейчас его бывший заместитель Мещанов. Вместе им, возможно, предстоит провести разное время под стражей: срок заключения Мещанова заканчивается 2 апреля. Мусин же пробудет как минимум до 16 апреля — ровно до своего дня рождения.
Центробанк с 3 марта отозвал лицензии у трех казанских кредитных учреждений: Татфондбанка, который входил в топ-50 банковской системы РФ, «Анкор банка» и Интехбанка — в связи с нарушением банковского законодательства и внутренних рекомендаций регулятора.