Отношение к евреям в любой стране — как лакмусовая бумажка, показывающая нравственное здоровье общества, уровень его культуры и перспективу стабильности внутри самого государства
Генеральный директор казенного учреждения «Соцэнерго» департамента здравоохранения Москвы Эраст Иосифович Матаев — человек современный и успешный. Тем не менее он позиционирует себя как убежденный консерватор. В его рабочем кабинете каждый день звучит молитва на иврите, а настольной книгой является Тора.
О том, как в наши дни сочетаются традиции и современность, почему для людей в течение тысячелетий актуальны одни и те же проблемы, Эраст Иосифович любезно согласился рассказать нашему изданию.
МТ: Эраст Иосифович, расскажите немного о себе.
Эраст Иосифович: Я — горский еврей. Хотя слово «горский» в этом контексте употреблять не люблю, так как считаю, что европейские и горские евреи — единый народ. Родился в 1966 году в южном многонациональном городе Махачкале, в семье артистов балета. Мой отец Иосиф Матаев — народный артист России, хореограф народного танца, один из основателей академического ансамбля танца «Лезгинка».
Мне удалось получить два высших образования — закончил Махачкалинскую сельскохозяйственную академию по специальности «управление и планирование в отраслях АПК» и Нижегородский государственный университет имени Лобачевского по специальности «юриспруденция». Двадцать три года женат на своей единственной любимой женщине. Мы поженились, когда мне было 25, а ей 16 лет. Если бы мне предложили заключить с ней брачный контракт на целую вечность, сделал бы это не задумываясь. У нас четверо замечательных детей и культ отца в семье, унаследованный от моих предков.
МТ: Россия чуть ли не на первом месте в мире по количеству разводов. Рост числа разводов наблюдается и в Израиле. Что вы думаете по этому поводу?
Эраст Иосифович: Это печальная статистика. В основу мироздания заложены духовные понятия, базирующиеся на трех столпах: вера, семья и то, что помогает нам бороться с тремя пороками — нуждой, голодом и скукой. То есть работа. Нет одного столпа — нет смысла в человеческой жизни. Никакие успехи на работе не компенсируют неудачи дома. Если он богат материально, но не богат духовно, то он богат временно. Яичница, приготовленная с ненавистью, — яд. Если человек приходит домой, а ему подают такую яичницу, то встает вопрос о продолжительности его жизни.
«Когда со мной Б-г, какая разница, кто против меня?»
Семья — зарядное устройство для мужчины, место, где он черпает энергию. Если не зарядить сотовый телефон, то сядет аккумулятор и он перестанет работать. Семья — это тыл. Ради семьи мужчина идет и совершает подвиги. Жена — это заместитель мужа по тылу. Б-г не станет надувать порванную шину. Он заповедовал нам строить чашу, которую будет наполнять до краев. Эта чаша — семья.
МТ: Может быть, нынешний кризис семьи связан с тем, что женщина пошла работать? Должна ли работать жена?
Эраст Иосифович: Когда первобытный человек уходил на охоту, в пещере очаг поддерживала его жена. Он был добытчиком, приносил убитое животное, она готовила ему еду, смотрела за детьми. Если женщине грозила опасность — пряталась за мужа. Отсюда пошло слово «замуж».
Нынешние удобства избаловали мужчин. Функции добытчика сплошь и рядом берут на себя женщины. И не просто работают, а еще и делают успешную карьеру. Им теперь надо за это давать медаль «за мужество», а слово «замужество» понимать как производное от названия этой медали. Я против того, чтобы женщина работала. Это противоречит природе человека, нарушает гармонию. Не должна женщина бежать с работы, чтобы в спешке, едва успев переодеться, приготовить семейный ужин. Она будет делать это впопыхах, с раздражением, злобой, ругаться. А злословие на кухне лишает пищу пользы.
МТ: Каково ваше отношение к другим религиям?
Эраст Иосифович: К другим религиям я отношусь с уважением. Единственное, чего не приемлю, — атеизма. Когда мне надо было нанять личного шофера, я пригласил пятерых кандидатов на тест-драйв. Когда проезжали мимо церкви, перекрестился только один. Он и получил работу, несмотря на то что вел машину хуже других. Я рассудил, что если человек уважает свою веру, то он будет уважать и мою. Мой выбор оказался правильным.
МТ: Чувствуете ли вы себя человеком, избранным Б-гом?
Эраст Иосифович: Все евреи избраны Б-гом. Но это не привилегия, а очень тяжелая ноша. Больше ответственности, чем чести. В иудаизме запрещен институт индульгенций. Нельзя прийти покаяться, получить отпущение грехов и потом идти грешить обратно. Как юрист могу сказать, что и римское право, и российский Уголовный кодекс основаны на 613 заповедях, по количеству зерен в райском яблоке. Что такое райское яблоко? Мы знаем, что в обычном яблоке четыре зерна, кушаем плод, а зерна выбрасываем, в райском яблоке все наоборот — это то, что мы именуем запретным плодом, который так сладок. Его познали Адам и Хава (Ева), после чего устыдились своей наготы и были изгнаны из Эдема. Но Г-сподь все равно не оставил их, дал им заповедь: «Плодитесь и размножайтесь». Запретный плод сладок. Так что же это такое? Это — обычный гранат! В каждом гранате 613 зерен — по количеству заповедей, которые дал Моисею Г-сподь на горе Синай. Употребляя семена, мы вспоминаем заповеди. 613 костей, больших и малых, находится в каждом человеческом теле! Человек, выполняющий всего 20% от этого количества заповедей Б-жьих, уже не способен на плохое. Незнание заповедей освобождает еврея от ответственности, в отличие от Уголовно-процессуального кодекса РФ, где незнание закона не освобождает от ответственности. По иудаизму, тот, кто знает закон, установленный Б-гом, и грешит, будет наказан вдвойне. Помимо этого евреи должны быть примером другим народам, образцом. Это очень нелегко, но таков закон.
МТ: Оскорбляли ли вас когда-нибудь за ваше еврейское происхождение, унижали, пугали?
Эраст Иосифович: Когда меня пугают, я возбуждаюсь.
Пытались и оскорблять, и унижать. В частности, знаю, что нередко за спиной называли словом «жид», которое я расшифровываю как «житель Иорданской долины». (Смеется.) Но оскорбить меня или унизить никто не может без моего на то согласия. А согласия такого я не даю. Помню афоризм Льва Николаевича Толстого — «националисты и шовинисты всегда ищут убежища у негодяев». Еще считаю, что оскорбления, они как проклятия. Их злая энергия, если на них не отвечать, не находит потребителя и возвращается назад с утроенной силой. Это как эффект шаровой молнии: двинулся навстречу — получил удар. Так что людям, пытающимся меня оскорбить, я желаю счастья и здоровья.
Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их. Истина.
МТ: Как вы оцениваете положение евреев в современной России?
Эраст Иосифович: Положение евреев в России сейчас лучшее за всю историю существования нашей страны. Более того, я убежден, что Россия сейчас самая безопасная в мире страна для евреев. Безопаснее, чем Европа. Это моя точка зрения и точка зрения многих евреев, проживающих в России. В этом немалая личная заслуга президента Владимира Владимировича Путина, так как он создал институт, при котором евреи празднуют свои праздники на Красной площади, достойно представлены на всех уровнях власти. За всю историю государства Российского это третий правитель после Петра I и Екатерины Великой, которым Россия может гордиться. Хотя именно Екатерина Великая ввела «черту оседлости» для евреев и не разрешала им появляться в мегаполисах и промышленных центрах. Уделом евреев стали так называемые «местечки». Отсюда и значение слова «местечковый еврей». Я горжусь, что я россиянин.
МТ: А как же российский антисемитизм?
Эраст Иосифович: Российский антисемитизм существует, и идейный, и бытовой. Он носит латентный характер. Но приметой нынешнего времени является то, что и та и другая его форма ушли из коридоров власти, стали уделом некоторых маргинальных, как правило, малообразованных слоев населения.
Когда я сталкиваюсь с его проявлениями, я вспоминаю своего деда Самуила Еремеевича Матаева. Он воевал, дошел до Берлина. На стене Рейхстага кровью — у него была ранена рука — написал свое имя. А рядом были имена других солдат разных национальностей, которые все вместе в минуту опасности пошли защищать свою страну. Евреям нельзя клясться, но я готов это сделать и сказать, что если возникнет угроза ее рубежам, я также возьму автомат и пойду защищать мою родину — Россию. Потому что я люблю свою страну. У меня роман с моей страной. И она отвечает мне тем же. Потому что эта страна меня вырастила, воспитала, дала образование. Когда я говорю «русский народ», я и себя имею в виду.
МТ: Говоря о том, что Европа более опасна для евреев, чем Россия, вы имеете в виду исламский экстремизм? Или людей какой-то конкретной национальности, которые не любят евреев?
Эраст Иосифович: Нет. Ислам — это одна из миролюбивейших религий. Я вырос в мусульманской республике и знаю, что говорю. Настоящий мусульманин — это б-гобоязненный человек, который призван на свет, чтобы делать только добро. Национальность — это большая «разводиловка». Есть две национальности — хорошие люди и плохие люди. Я бы даже сказал, ученики и учителя. Плохие люди — это всегда наши бесплатные учителя. Плохой человек учит тебя — благодари его.
«Сохранить то, что нам дорого, можно, лишь отдавая!»
МТ: Как вы относитесь к идее многоженства в России?
Эраст Иосифович: Если это преподносится как популистская инициатива, то отрицательно. Многоженство ведет к раздвоению личности. Тем не менее многоженство, основанное на Ктубе — еврейском брачном контракте, — существовало уже 5000 лет назад. В 1998 году закончился тысячелетний запрет на многоженство, который установил рабби Гершом. Этот запрет является самым известным в истории еврейского народа. Документ налагал очень серьезные обязательства на мужчину. Беря в жены девушку, юноша брал на себя обязательство уважать ее, кормить, дарить подарки. Жене же при этом давались большие права. В частности, она могла развестись, если мужчина две недели воздерживался от супружеских отношений.
МТ: Каково ваше отношение к планированию семьи?
Эраст Иосифович: Б-г есть б-жественная энергия, энергия любви. Каждый человек излучает мощность 150 ватт. В семье эта энергия суммируется. Поэтому чем больше детей — тем счастливее семья. Тем же, кто сомневается, напомню еврейскую пословицу: «Б-г дал ребенка, даст и на ребенка». Он никогда не оставит родителей с их проблемами один на один.
МТ: Какой ваш родной язык?
Эраст Иосифович: Русский и еврейский. Не просто родной русский, но и любимый. Язык Пушкина, Толстого, Чехова, Достоевского. Я считаю его языком вселенной, думаю на нем. Дома, чтобы что-то скрыть от детей, говорим на еврейском. Правда, помогает это мало, так как дети еврейский понимают. Молюсь я на иврите. Для меня это язык общения с Б-гом.
МТ: Кто был вашим главным учителем в жизни?
Эраст Иосифович: Первый мой учитель — это Г-сподь Б-г, благодаря которому я родился. Вторые учителя — мои родители, поскольку они на втором месте после Б-га на земле. У меня есть учителя, которых я выбрал сам. Это достойные патриоты России, профессионалы своего дела — Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов, заместитель мэра города Москвы по социальному развитию Леонид Михайлович Печатников, который каждый день спасает тысячи жизней, в том числе спас и мою, я его считаю самым святым человеком, Назир Хизирович Хапсироков, ныне покойный, царство ему небесное.
Армия баранов под командованием льва побеждает армию львов под командованием барана
Великий Сократ говорил: «Иметь много друзей — подобно разврату. Они должны уместиться на фалангах твоей правой руки». Так и учителей много иметь подобно разврату. Единственный способ помнить, кто ты есть, — это не забывать, на кого ты равняешься.
Не бойтесь прощаться с тем, что не делает вас счастливым.
Моя мама еще в детстве учила меня ставить цели и достигать их. Причем делать это быстро и при необходимости жестко. Даже называла меня Ураган. Но одновременно учила, что такая жесткость не должна унижать тех, с кем я имею дело. Не провоцировать людей на ненависть.
Вообще, из семьи, от отца с матерью, я взял все самое главное, на чем строилось мое дальнейшее образование и понимание жизни. Моим родителям я посвятил следующее стихотворение:
Пока живы родители, нам смерти не страшны,
Стеною нас прикроют родители твои, мои.
Не забывайте их, любите и лелейте,
Местами поменялись с родителями мы.
МТ: Но жесткостью у людей вызвать любовь трудно…
Эраст Иосифович: Я знаю, что я нравлюсь далеко не всем. Но я и не для того родился, чтобы всем нравиться. У меня совсем другие цели, задачи и планы. Я должен симпатично выглядеть в глазах Создателя. У меня масса недостатков, но они мои и никому не мешают. Что касается тех, кто меня не любит или даже ненавидит, то могу сказать, что такой человек своей ненавистью возбуждает злую память. А возбуждая злую память, мы укорачиваем себе жизнь. Поэтому я всем своим врагам, явным и тайным, желаю благополучия. Без моих врагов моя жизнь не будет такой счастливой. Если виноваты они — Б-г их накажет. Если виноват я — накажет меня.
МТ: А есть ли способы продлить жизнь?
Эраст Иосифович: Есть. Например, молитва. Время молитвы не засчитывается Создателем в срок жизни. Если вам суждено прожить 100 лет, а вы 20 проведете в молитве, то будете жить 120. Но главное — искренняя вера и жить по Его заповедям. Никого не свергать, никого не осуждать! Ведь известно, что верующие люди даже онкологическими заболеваниями болеют реже.
МТ: Может ли существовать дружба между мужчиной и женщиной?
Эраст Иосифович: Да, может, но только если она замужем, а он женат. И оба они крепки в вере и желании исполнить заповедь «не прелюбодействуй». В православии и в иудаизме эта заповедь понимается по-разному. В иудаизме женатому мужчине позволяется вступать в связь с незамужней женщиной, если его жена находится на очень далеком расстоянии. Наверное, эта заповедь актуальна в силу того, что мужчина по своей природе охотник.
МТ: Как вы относитесь к бедности?
Эраст Иосифович: В моей книге «Поймай золотую рыбку» я составил список 16 свинских вирусов порочности. Прошу не путать со свиным гриппом. Среди них я выделяю «бедность как воинствующее противостояние богатству» и «богатство как право на уничижительное отношение к бедным». Сразу скажу, что к бедным я не отношу людей, потерявших человеческий облик. Бомжей я называю злыми гениями, опровергающими все законы химии, физики, математики и религии. Среди них немало тех, кого деньги и погубили. А изначальная бедность была бы для них спасением и благословением Б-жьим.
Что касается настоящих бедных, то я вижу свою задачу в помощи им и верю, что деньги, отданные на благотворительность, отданные нуждающимся, обязательно вернутся дающему, причем в большем объеме. Иудаизм — религия благотворительности, которая оговорена в моей вере многими обязательными и древними правилами. По законам какой еще веры молоко в субботу раздается бесплатно всем желающим, ибо торговать в Шаббат нельзя? Между прочим, интересный момент: от слова «халяв», что на иврите означает «молоко», произошло русское слово «халява».
МТ: А как могут погубить деньги?
Эраст Иосифович: Возьмите человека без знаний, культуры, характера. Без понимания, что такое инвестиции, акции, основные производственные фонды и благотворительность. И дайте ему миллиард евро. Абсолютно уверен, что эти деньги принесут ему массу проблем, которые он не будет в состоянии решить и, скорее всего, сломается под их гнетом. Погрязнет в пороках, ибо ничто так не развращает человека, как свалившиеся на него незаслуженные блага. В Америке провели исследование, как сложилась судьба людей, которым выпал крупный лотерейный выигрыш. Обнаружили очень много печальных жизненных историй. Так как у этих людей не было правильного отношения к деньгам. Деньги не надо об-жествлять. Но их надо любить и ими дорожить. Ибо деньги для умного человека — это эквивалент свободы.
МТ: Перечислите, пожалуйста, остальные вирусы порочности, как видите их вы?
Эраст Иосифович: Отрицание своего прошлого, каким бы оно ни было, в том числе и исторического. Нежелание читать классическую литературу. Зависть. Хамство. Неграмотность. Невежество. Страх. Ложь. Лень. Наркотики. Алкоголизм.
Нечистоплотность внутренняя и внешняя.
Нелюбовь к родителям и ближним. Атеизм.
Каждый вправе добавить к этому списку собственные виды порочности или вычеркнуть то, с чем он не согласен.
МТ: В чем еще вы видите причину трагических, неудачных судеб?
Эраст Иосифович: У каждого свое предназначение. Поэтому важно понять, кто ты есть. Человек, например, упорно стремится стать бизнесменом, но терпит неудачу за неудачей и не знает, что в нем спит талантливый повар, педагог или журналист… Найти свое предназначение, а затем выполнять свою работу лучше всех — вот задача человека. А понять свое призвание можно по тому, каких людей мы хотим видеть нашими кумирами. И еще — если человек хочет дать что-то миру, он должен понять, нуждается ли мир в этой его услуге. И главное — помнить, что он будет охраняем Г-сподом, если живет по Его заповедям.
МТ: Как вы распознаете людей?
Эраст Иосифович: Большое значение придаю первому впечатлению. Помню, что первое впечатление нельзя произвести два раза. При этом не спешу делать выводы из того, что вижу на поверхности. На этот счет напомню старинную притчу о том, как два ангела — старший и младший — попросились на ночлег в большой и богатый дом. Состоятельный хозяин встретил их очень недружелюбно. Не дал еды и положил спать в грязном подвале, на матрасе, пропитанном собачьей мочой. Ночью пошел сильный ливень, и подвал стало размывать. Старший ангел взял камни и глину и стал закладывать большую брешь, грозившую обрушением всей постройке. «Что ты делаешь?» — спросил младший ангел старшего. «Ведь нас приняли хуже собак, а ты спасаешь этот дом?» На что старший ангел ответил ему шепотом: «Жизнь не такая, как нам кажется, все узнаешь позже».
На следующий день ангелы попросились в другой дом, поменьше. Небогатые хозяева встретили их очень радушно, постирали одежду, угостили всем, что было в доме, постелили лучшую постель, а сами отправились спать на сеновал. В эту же ночь у них околела единственная корова. Утром молодой ангел бросил укор старому в неблагодарности — почему, дескать, он допустил такую беду в доме гостеприимных и добрых людей, тогда как за день до этого помог жадным и злым? Старший объяснил, что ночью за хозяйкой приходил ангел смерти, и ему больших трудов стоило уговорить его взять вместо женщины корову. А за день до этого, заделав брешь, он спас дом от обрушения, так как под ним был еще с римских времен захоронен крупный клад. Затеяв новый дом на месте рухнувшего, жадный хозяин непременно нашел бы его. Я сделал все, чтобы он никогда его не нашел.
«Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос»
Таким образом, видимое внешне далеко не всегда показывает истинное, кроящееся внутри.
МТ: Как вы думаете, управляет ли Б-г дьяволом?
Эраст Иосифович: Да, управляет. Если он не управляет дьяволом, значит, он не Б-г. В сердце каждого человека дерутся два волка. Один — любовь, второй — ненависть. Побеждает тот, которого больше кормят. Истина.
МТ: В чем смысл чтения художественной литературы?
Эраст Иосифович: Настоящая литература учит законам, на которых построена жизнь. Можно прочитать «Капитал» Карла Маркса и вынести оттуда закон возрастания потребностей. А можно прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» Пушкина, где этот закон описан и образно, и ярко.
МТ: Как вы относитесь к зависимостям и зависимым людям, которых мы много видим вокруг?
Эраст Иосифович: Вера — единственное, что дается человеку бесплатно. Человек рождается и сразу становится зависимым. От воздуха, воды, еды. В процессе жизни человек приобретает зависимости искусственного характера — от табака, алкоголя, компьютера, наркотиков. Тщеславие, гордыню, зависть и прочие пороки мы тоже можем отнести к зависимостям. Ведь с ними человек становится зависим от денег и красивых вещей. Неестественные зависимости вводят человека в измененное состояние сознания. Измененное сознание ведет человека к хаосу. Привести сознание человека в первоначальное, естественное состояние помогает молитва. Зависимых людей я не осуждаю, но осуждаю их грех, если их зависимость греховная, порочная.
Кстати, молитва имеет б-жественные и мистические свойства. Она — самое лучшее лекарство. Если взять стакан воды и произнести над ним молитву Шма Исраэль, которую христиане знают как «Отче наш», вода станет лекарством. Это не плацебо. Но все зависит от вашей веры.
МТ: Существует ли сексуальная зависимость?
Эраст Иосифович: В сексуальную зависимость я не верю. Больной человек только тогда больной, когда он считает себя таковым либо есть поставленный врачами диагноз. Секс — это так же естественно для человека, как, извините, сходить пописать. (Смеется.) Секс — выражение энергии. Усмирить излишнюю сексуальную активность может духовность. Но сдерживать ее надо осторожно. Особенно мужчине, который по природе охотник. Человек, не выплеснувший свой сексуальный потенциал, не израсходовав сексуальные эмоции, может заменить их. И, как правило, эта замена не носит естественного характера. Пусть лучше будет чистый секс, чем извращения.
МТ: Иногда приходится слышать, что христианство является вариантом иудаизма, так сказать, «иудаизмом на экспорт». Даже используют такое выражение, как «иудохристианская цивилизация»…
Эраст Иосифович: На этот счет я думаю так. Иудаизм — целостное учение и ни в каких вариантах не нуждается. Тора дает рекомендации. Заповеди — закон. Хотя с христианством нас действительно очень многое роднит. Например, те же самые ветхозаветные пророки, я их называю вечнозаветными. Христианство родилось как течение внутри иудаизма или лишь гораздо позже сформировалось в самостоятельную религию. Нам известны слова Иисуса о том, что не важно, что в рот заходит, главное — что из него выходит. Здесь я немного не согласен. Ни с высказыванием Иисуса, а как его интерпретируют. Иисус проповедовал и соблюдал кашрут, и он никогда не ел свинины, тем более с молоком. Важно, что в рот заходит и что из него выходит. Вот что говорил Иисус. А вот с тем, что человека не оскверняет то, что в него заходит, я не согласен. Иисус был евреем, а значит, понимал необходимость употреблять кошерную пищу.
В каждой молитве — утренней, дневной, послеполуденной и ежевечерней — есть такие слова:
Бог мой, убереги мой язык от злословия,
И уста мои от лживых речей,
И перед теми, кто проклинает меня,
Пусть душа моя хранит молчание,
И пусть душа моя повергается в прах перед каждым,
Раскрой мое сердце для Торы твоей,
И да устремится моя душа к исполнению заповедей твоих,
И поскорее разрушь козни и замыслы всех задумавших против меня недоброе,
Да будут они мякиной на ветру, гонимые
Ангелом Г-спода,
Соверши это ради себя самого,
Соверши это ради прославления десницы своей,
Соверши это ради святости своей,
Соверши это ради Торы своей,
Пусть спасены будут те, кого любишь ты,
Да будет угодно тебе, Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших,
Б-г Авраама, Б-г Исаака, Б-г Якова,
Чтобы был построен Храм вскоре и в наши дни,
И прихода раба твоего Мошиаха (Мессия).
МТ: Не кажется ли вам, что иудаизм, будучи одной из четырех традиционных религий России, мог бы вносить больший вклад в повышение культуры и нравственности всего российского общества?
Эраст Иосифович: Вы правильно заметили, что культура и религия — близкие понятия. Само слово «культура» имеет арамейское происхождение и переводится как «все Пятикнижие». Прямое миссионерство в иудаизме запрещено, поэтому о распространении иудаизма и привлечении новых адептов говорить вряд ли есть смысл. А вот еврейская культура — в частности, литература, театр — имеет огромный нравственный потенциал. Ведь мы единственная нация, которая смеется над собой. Правда, культура эта пока остается обществом недостаточно востребованной. Но учитель появится, когда ученик будет готов.
МТ: Вы пишете стихи. Можно попросить вас прочитать небольшое стихотворение, в котором наиболее полно было бы выражено ваше отношение к жизни и людям?
Эраст Иосифович:
Я счастья желаю всем, братья мои,
Чтоб в дом не зашли к вам ненастные дни,
Пусть дети рождаются у каждого в доме,
Пусть Б-г вам подарит счастливую долю,
Творите, дерзайте и побеждайте
И каждый день Творца благодарить не забывайте.