Перейти к содержимому






   





   


  


Фотография

Воровские традиции, обычаи, нравы и их роль в воспроизведении преступности Глава 1.2


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 stimkarl

stimkarl

    автор

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 101 сообщений
  • ГородДНР. Горловка

Отправлено 21 Июнь 2018 - 13:43

1.2. Элементы (компоненты) криминальной субкультуры

В структуре культуры можно, прежде всего, выделить широкие области или сферы, соответствующие определенным потребностям, которые они удовлетворяют. Это экономика, институты, регулирующие совместную жизнь, такие как право, государство, обычаи, знания и наука, идеология, искусство, религия и др.

В каждой сфере культуры существуют составные единицы, или элементы. Ими могут быть как предметы, идеи, так и принципы жизни вокруг которых концентрируются другие средства деятельности.

«Криминальная (делинквентная) субкультура состоит из следующих элементов:

1) криминальной идеологии, которая представляет собой систему понятий и представлений, сложившуюся в групповом сознании преступников. Кроме того, речь идет о своеобразной философии, которая оправдывает, объясняет и поощряет преступный образ жизни, снимает психологические и нравственные барьеры у людей, оказавшихся перед выбором противоправного или социального типа поведения. Наличие криминальной идеологии является главным условием запуска механизма самооправдания и отрицания своей ответственности у преступника;

2) криминальной нравственности, в свою очередь, противопоставляемой нравственности социальной. Основной тезис здесь сводится к тому, что общественная нравственность лицемерна по сути, направлена на притеснение большинства населения. Криминальные проповедники не без оснований утверждают, что эталонов нравственности много, и часто они противоречат друг другу. В каждом конкретном случае применяется тот эталон нравственности, который выгоден тем, кто находится у власти. Нравственность в криминальном мире, якобы, одинакова для всех. Она не может быть лицемерна, потому что проста. Каждый несет ответственность за несоблюдение установленных нравственных норм, и наказание любому, будь то начинающий преступник или преступный авторитет одно – смерть;

3) криминального образа жизни, который представляет собой привлекательный стандартный тип поведения, оказывающий влияние прежде всего на молодого человека. Главный принцип сводится к тому, чтобы потратить украденные деньги на веселье и красивые дорогие машины. Нет смысла копить деньги, надо тратить их сегодня, потому что неизвестно, что будет завтра. При этом важно определенную часть денег заранее отдать в сберегательную кассу преступников в так называемый «воровской общий котел», сокращенно – «общак». Это своего рода страховка преступной деятельности;

4) криминальной организации, которая предстает не в виде монстра, крайне неуклюже, как правило, показываемого в кино, а в виде вполне конкретных людей, спешащих прийти на помощь в трудную минуту (предоставление опытного адвоката неопытному правонарушителю, помощь семье, член которой оказался на скамье подсудимых, и т.п.). Люди, представляющие такого рода организации, не считают себя криминальными авторитетами, сами организации достаточно аморфны и не структурированы. Этим, в том числе, объясняются неудачные попытки разгромить их обычными способами, путем привлечения к ответственности их лидеров, на место которых тут же становятся другие. Но в то же время, когда происходит наступление на жизненные интересы таких организаций, их лидеры удивительным образом сплачиваются и выступают как единое целое;

5) криминального культа, который сводится к двум составляющим: культу личности и культу оружия. Нередко присутствует культ дорогого автомобиля или мотоцикла и женщин, но это скорее можно отнести к криминальному образу жизни. О культе личности будет сказано ниже, важно подчеркнуть, что для криминального мира в одинаковой степени имеют значение культ силы и культ организаторских способностей. Что же касается оружия, то именно оно придает необычайную уверенность в собственных силах, особенно молодым правонарушителям. Многие преступники являются настоящими знатоками и ценителями современного оружия, выписывают специальные журналы, стараются установить знакомство с инженерами оружейных заводов, находятся в курсе самых последних технических разработок. Для них оружие − важный составляющий элемент привычного поведения. Сами, не отдавая себе в этом отчет, они боятся признаться, что без оружия они – ничто. Думаю, в этом проявляется одна из характеристик любого культа – человек боится его лишиться, поскольку реальной собственной значимостью не обладает. Оружие дает: а) чувство превосходства над другими преступными группами; б) импульс немедленно продемонстрировать свою силу. Если преступная группа имеет оружие, она его обязательно применит» .

Рассматривая криминальную субкультуру как особую социальную категорию, необходимо определить, какова же структура криминальной субкультуры? При рассмотрении данного вопроса необходимо учесть, что все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. «Однако в зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие группы:

1) «табель о рангах» деление на масти. Стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для «элиты»);

2) поведенческие («законы», «наказы», правила поведения для разных классификационных каст, клятвы, проклятия). При помощи этих законов и традиций регулируются взаимоотношения в поведение в криминальных сообществах;

3) пополнения уголовного сообщества «кадрами» и работа с новичками («прописка», «приколы» , определение сфер и зонпреступного промысла);

4) поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных («разборки», стигматизация, остракизм, «опускание»);

5) коммуникации (татуировки, клички, уголовныйжаргон , «ручной жаргон»), выступающие как средство общения и взаимодействия;

6) материально-финансовые (изготовление и хранение оружия совершения преступлений, создание «общей кассы» для материальной помощи, аренда помещений под притоны и др.), являются материальной базой криминальных сообществ, их сплочения, дальнейшей криминализации, расширения своего влияния на самые разные сферы, оказания помощи;

7) тюремная лирика, выраженная, в основном, песнями, реже стихами, и различного рода небылицами, выдаваемыми за события, действительно имевшие место;

8) функция специфического отношения к своему здоровью — В зависимости от того, что выгодно в данный момент: от симуляции и членовредительства до упорного и самозабвенного занятия различными видами спорта алкоголизм, наркомания и токсикомания — выступают как средство “сплочения”, самоутверждения и разгрузки;

9) сексуально-эротические (эротика как ценность, «вафлерство», «парафин», мужеложство как способы снижения статуса неугодным лицам и др.), т.е. отношение к лицам как противоположного, так и своего пола; различного вида половые извращения, гомосексуализм, порнография и т.д.» ;

«Табель о рангах» деление на масти

Наверное, ни в одном коллективе не существует столь четко выраженной иерархической структуры, как в криминальном мире. Особенно четко это проявляется, конечно, не на свободе, а в условиях изоляции — в ИТУ и СИЗО. Деление осужденных происходит по мастям. Что же такое масть? Это та или иная группа, каста, сообщество в неформальной иерархии осужденных и заключенных. Различные авторы исследований предлагают различное стратификационное деление осужденных по месту, занимаемому ими в иерархической системе это так называемый процесс стратификации (распределения членов группы на социальной иерархической лестнице) и поддержания в их отношениях строгой субординации в соответствии с занимаемой позицией, исполняемыми ролью и функцией в группе. В отличии от групп законопослушных граждан и в юношеских группах социально-психологическая стратификацией является социальной стигматизацией (социальным клеймением). Это означает, что статус, роль и функция личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и способах размещения лица в пространстве, занимаемом криминальной группой. Таким образом, в криминальных сообществах действуют определенные «знаки различия», «читая» которые можно точно определить, «кто есть кто» Средствами социальной стигматизации («знаками различия») в криминальных группах ими являются:

а) татуировки, в которых с помощью надписей, рисунков, условных знаков, аббревиатур отражаются опыт преступника и молодого человека в криминальной деятельности, степень его авторитетности в уголовной среде, его притязания и ожидания;

б) клички, по степени благозвучности (неблагозвучности), возвышенности (оскорбительности) которых можно судить о положении личности в групповой иерархии. Чем благозвучнее кличка, тем выше положение личности в криминальном сообществе;

в) система вещественных атрибутов, к которым относятся носильная одежда и обувь, личные вещи, пища и т.п. Самая модная одежда должна быть у вожака группы. Если он ее не имеет, то любой член группы должен ее уступить (дать «поносить», конечно, без возврата). Никто не имеет права курить более модные сигареты, чем вожак. Вожак первым получает пишу в столовой закрытого исправительного учреждения, затем — его приближенные. Изгои и отверженные («чушки», «обиженные») получают пищу в последнюю очередь;

г) размещение лица в пространстве, занимаемом криминальной группой. Определенные точки пространства, занимаемого группой (спальня, столовая, клуб и т.п.), обладают разной ценностью. Место у окна, не проходное, теплое, хорошо проветриваемое и освещенное ценится выше, чем место у прохода, у входной двери. Зная социально-групповую ценность каждой точки пространства группы и положение личности в нем, можно достоверно определить ее статус и роль в криминальной группе. Вожак не займет койку около входной двери спального помещения и тем более около унитаза в камере. Здесь должен находиться человек из «низов», даже если в помещении есть свободные койки в более удобных местах. В клубе и столовой самые удобные места опять-таки занимают «верхи» неофициальной структуры.

Группировка, как правило, имеет лидеров примкнувших, или «фоновых», рядовых приверженцев, последних в объединении большинство. Именно лидеры решают, с кем враждовать и дружить, кого нужно проучить, а кого помиловать. Лидеры планируют акции, сценарии групповых действий, назначают «оружейников», «пиротехников», представителей группировки на переговорах с членами других объединений, решают текущие вопросы внутренней жизни группировки, единолично распоряжаются казной (кассой), пополняют за счет взносов приверженцев и вымогательств.

Поведенческие атрибуты («законы», «наказы», правила поведения для разных классификационных каст, клятвы, проклятия)

Вся жизнь групп четко регламентируется нормами, которые насаждаются «авторитетами». Эти нормы могут передаваться по традиции или закрепляться как результат проявления игровых моментов в жизни групп и принятия ее членами определенных ролей для достижения успеха игровой деятельности. Затем эти нормы начинают регулировать и криминальную деятельность группы, межгрупповые отношения при совершении преступлений и в повседневной жизни. Для этого существуют следующие виды норм: «закон», «наказ», «правило».

«Закон» представляет собой устойчивый свод норм поведения (своеобразный кодекс). Например, «воровской закон», включающий свод норм, принимается и изменяется на воровских сходках (съездах); его нормы распространяются на весь уголовный мир бывшего СССР.

«Наказ» ниже рангом, чем «закон». Это новое правило, оперативно созданное группой «авторитетов» — «воров в законе» (не менее трех лиц) в результате компромисса между конфликтующими группировками или в качестве ответа на новую акцию властей и правоохранительных органов.

«Правило» относится к нормам «местного самоуправления», оно принимается конкретной группой и регулирует поведение ее членов.

Все названные нормы можно классифицировать по ряду оснований.

Так, по способам регулирования поведения криминальные нормы можно разделить на: запрещающие (запрещают члену группы выдавать тайны своего сообщества; обманывать членов своей группы и др.) и обязывающие (обязывают беспрекословно подчиняться «авторитету», проходить «прописку», соблюдать обязанности и привилегии по статусу и др.).

По направленности действия или по регулируемым отношениям криминальные нормы делятся на нормы, регулирующие отношения с представителями власти, с «чужими», с другими группами в криминальной среде, внутри своей группы.

По функциональному назначению можно выделить нормы, обеспечивающие сплоченность и целостность группы, успешность ее преступной деятельности, материальную и иную взаимопомощь, проведение досуга, прием новичков, «разборки» и наказания виновных и др.

По степени общности — действия норм распространяются на всех; только на «пацанов»; только на «элиту»; на новичков; на «низы», на другие иерархические группы.

Базируясь на «воровском законе» и «наказах», нормы подростково-юношеских криминальных групп пополняются также нормами молодежной субкультуры (трансформированными к нуждам группы), официальными нормами поведения людей в тоталитарном обществе, приспособленными к нуждам преступной группы, что особенно наглядно видно на привилегиях, присваиваемых себе «элитой» уголовного мира. Эти привилегии (поступки, поведение и дела представителя «элиты», отличающие его от основной массы преступников, а также от членов своей группы, занимающих более низкие позиции) на жаргоне получили наименование «мелких исключений». «Мелкие исключения» всегда строго соответствуют статусу личности, ее положению в уголовном мире. По ним можно достаточно точно определить, «кто есть кто». Поэтому «мелкие исключения» играют роль знаков различия, приобретают сигнальное значение. Особенно много привилегий имеют «старички», хотя за последние годы фактором, определяющим систему привилегий в уголовном мире, все больше становится наличие «земляков», лиц своей национальности в группе. Более высокий статус можно купить. Набор «мелких исключений», с одной стороны, весьма устойчив и консервативен, а с другой — гибкий и подвижный; он связан с новыми жизненными ценностями в обществе и уголовном мире».

Клятва - это данное осужденным слово (слово чести), которое необходимо сдержать. В криминальной субкультуре имеются свои специфические выражения, связанные с понятием «клятва»: божба - клятва, божиться (забожиться) - клясться (поклясться), пробожиться - нарушить (не выполнить) данную клятву. Как правило, клятвы в преступном мире имеют асоциальное или криминальное значение и звучание.

Клятвы носят бескомпромиссный и зачастую суровый характер. Этим достигается укрепление сплоченности криминальной группы, так как обычно пробожившийся выполняет (или его заставляют выполнять) какие-либо асоциальные действия в случае невыполнения им или нарушения данной клятвы. Лица, не выполняющие данной ими клятвы, как правило, переходят на низшие ступени (часто на самые низшие, т.е. в категории обиженных, петухов и т.д.) в преступной «табели о рангах». Особенно большую роль клятвы играют среди несовершеннолетних преступников, где за их выполнением (невыполнением) следят особенно строго.

Проклятие - это словесное пожелание кому-либо несчастья, неудач, потери здоровья и т.д. Цель проклятия - нанесение личности проклинаемого моральной, психологической и нравственной травмы. Проклинается обычно не только лицо, которому желают всяческих бед, но и его родственники, в особенности мать. Чаще всего проклятия выражаются в грубой нецензурной форме. Обмен проклятиями в криминальном мире - это не просто словесная дуэль. Это действительно психологическая борьба, в которой один из проклинающих должен одержать победу. Считается, что при обмене проклятиями необходимо уметь словесно уничтожить, свести на нет силу проклятий противника. К лицу, проигравшему поединок проклятий (а они проходят при свидетелях) каких-либо санкций не применяется, но в то же время положение проигравшего может изрядно пошатнуться.

Основные правила состязаний в проклятиях:

· отвечать на проклятия может равный равному (например, блатной - блатному, мужик - мужику, обиженный - обиженному ); отвечать на проклятия лицу, занимающему более высокую ступень в преступной иерархии, нельзя;

· победу одерживает тот, кто на проклятия противоположной стороны отвечает быстрее, логичнее, забористее и виртуознее;

· поражение в состязании обмена проклятиями не всегда, но зачастую, ведет к снижению статуса в преступной иерархии.

Пополнение уголовного сообщества «кадрами» и работа с новичками («прописка», «приколы», определение сфер и зон преступного промысла)

Криминальная субкультура отечественных «мафиози», как и организованная преступность, - относительно молода и своим появлением, главным образом, обязана территориальным подростковым группировкам. В 90-е годы XX в. эти группировки переросли в организованные преступные сообщества, контролирующие в некоторых случаях даже отдельные сектора экономики, широко известные по названию городов и районов, давших им путевку в жизни («казанские», «тамбовские», «курганские», «люберецкие», «солнцеские» и т. д. Всего через десять лет данные районы стали более известны как «кузницы кадров» для организованной преступности. Для того чтобы группировка была устойчивой, внушающей страх необходима строгая дисциплина, основанная на полном и беспрекословном подчинении лидеру, в соблюдении норм и правил, установленных в конкретной группировке. Поэтому они отличаются высокой дисциплиной, которая поддерживается различными способами. Для поддержания дисциплины и привлечения в группировку новых членов вокруг лиц, не входящих в такие объединения, создается неблагоприятный микроклимат: «Подростков не желающих входить в группировку, ее участники называют «чужаками», их третируют, преследуют. Установлены факты принудительного рекрутирования в группировку с помощью угроз ребят в возрасте от 10 до 13 лет». При этом ввод в группу осуществляется через специальные обряды посвящения, проверки на прочность, преданность лидеру.

В местах лишения свободы также существуют микросоциальные образования, при этом ввод новенького в группу в этих местах осуществляется с помощью, так называемой прописки.

Прописка на уголовном жаргоне означает процедуру принятия новичка в свои ряды. Прописка среди взрослых преступников встречается достаточно редко, в основном процедуру прописки проходят в следственных изоляторах в камерах для несовершеннолетних. Для чего проводится прописка? Основные ее функции заключаются в следующем:

- изучение новичка;

- степень его соответствия криминальной субкультуре (знание ее);

- готовность следовать нормам криминальной субкультуры;

- определение статуса (положения) новичка, уточнение вытекающих из занимаемого им положения его прав и обязанностей.

Суть прописки состоит в том, что ею проверяется «бывалость» вновь прибывшего, его выносливость, находчивость, сообразительность. Но самое главное пропиской проверяется умение новичка постоять за себя.

Прибывшие новички довольно тщательно изучаются своим новым окружением, выясняются подробности его уголовного дела, его поведения во время следствия, не сотрудничал ли новичок с правоохранительными органами и т.д. Кроме того, выявляются черты характера новичка, его коммуникабельность, интеллектуальный уровень развития. Цель этого «комплексного» изучения — выявить компрометирующие новичка сведения. Исходя из этого уже определяется его статус, а, соответственно, и его права и обязанности и место в данном социуме.

Статус опущенных изменению не подлежит, ни при каких обстоятельствах, как бы он «героически», с точки зрения преступников, не вел себя на следствии и в суде.

Прописку также не проходят лица, занимавшие (занимающие) высокий статус в криминальных сообществах, но если это не широко известное лицо, то ему надо привести доказательства (представить свидетелей), что он действительно занимал (занимает) такой статус.

Процедура прописки проводится, как правило, в уединенных местах и таким образом, чтобы не никто из администрации не смог помешать. Заканчивается процедура прописки определением положения новичка в структуре криминальной иерархии, присваивается кличка (обидная или наоборот — в зависимости от того, выдержал ли новичок прописку или нет), может наноситься татуировка или метка (в том числе насильственная).

Прописка, как правило, проходит в виде «собеседования» новичка с неформальным лидером, который самостоятельно решает, принять ли новичка в данное криминальное сообщество без всяких условий или предварительно подвергнуть его каким-либо испытаниям (приколам). Довольно распространена процедура прописки в виде «судебного заседания», когда из среды правонарушителей избираются «судьи», назначается «прокурор» и «адвокат». Процедура прописки — «суда» заканчивается вынесением «приговора», которым новичку определяется, что он должен сделать для успешного окончания прописки (как правило, это требование злостно нарушить режим содержания — этим опять же проверяется готовность новичка следовать законам криминальной субкультуры).

Как уже указывалось, прописке подвергаются в основном несовершеннолетние правонарушители, мерой пресечения для которых (зачастую совершенно необоснованно) избирается содержание под стражей. В основном, прописка происходит в следственных изоляторах, где в силу самых разных (зачастую совершенно объективных) причин контроль за несовершеннолетними ослаблен и где они практически в течение многих суток предоставлены сами себе.

«Второй вид «прописки» — это получение новичком (или преступной группой) «лицензии» на занятие определенным видом преступной деятельности (фарцовкой, кражами, мошенничеством и т.п.) и определение зоны преступного промысла (населенного пункта, маршрута, квадрата, точки) за налог, который они обязаны платить покровителям». Размеры «налога», формы сбора, способы защиты новичков от «чужаков» и «диких», система обучения новичков преступному промыслу детально расписаны в преступных сообществах. Такая «прописка» является одной из форм придания организованности преступности и представляет несомненный интерес для правоохранительных органов.

Чаще всего различные «разборки» между группами (с поножовщиной, перестрелкой и т.п.) бывают из-за нарушений правил раздела «сфер влияния» и вторжения преступных групп на «чужую территорию».

Основой профилактики «прописки» может стать система работы с новичками в любом учреждении и учебном заведении (изучение новичков, включение их в активную полезную деятельность, система поручительства и создание психологической зашиты их от притеснений «старичков», жесткий контроль за «авторитетами», иерархизаиия статусов в зависимости от принятых учащимися условий, демократизация всех форм ученического самоуправления и др.).

Приколы (иногда они еще называются игрульки ) — это разного рода загадки, хитрости, игры и т.д., цель которых приколоть, т.е. поймать, уличить новичка в незнании норм и правил криминального сообщества. От того, как новичок отреагирует (ответит) на приколы зависит, в немалой степени, результат прописки и, соответственно, то место, которое он займет в преступной иерархии.

Количество приколов (игрулек) при проведении прописки, как правило, не ограничивается, особенно если речь идет о приколах в виде загадок. То есть они задаются до тех пор, пока у спрашивающих не иссякнет фантазия. Игрульки в виде загадок задаются в очень быстром темпе, за каждый неправильный ответ испытуемый получает ложкой по лбу с тем, чтобы по окончанию прописки у него «выросли рога» (в местах ударов образуются значительные припухлости). Как правило, вопросы носят очень циничный характер и зачастую связаны с употреблением ненормативной лексики, относящейся к половым органам.

По своему характеру приколы можно разделить на семь видов:

1) Приколы типа загадок. Данный вид приколов является наиболее распространенным. Цель данного вида приколов — проверить новичка на находчивость и сообразительность, знание им норм и правил криминальной субкультуры, а также готовность им следовать. Данные приколы проводятся в виде вопросов, на которые необходимо дать правильные (с точки зрения криминальной субкультуры) ответы.

2) Приколы типа единоборства. Цель — проверить следующие качества прибывшего новичка: смелость, умение постоять за себя, дать отпор, ловкость, силу и т.д. При помощи различных ухищрений сокамерники стараются спровоцировать новичка на драку, причем с кем-либо значительно сильнее самого новичка.

3) Приколы типа тестов. Приколы типа тестов всегда носят провокационный характер. Суть их заключается в том, что новичок «ловится» на привычных обыденных неточностях (например, при вопросе «ты какого года рождения?», в ответе, обычно, опускаются тысячи и сотни лет, хотя их необходимо, в данном конечно же случае, обязательно называть, чтобы «не подставиться»), либо на незнании, что ответить, в силу непривычности самого вопроса. Если новичок отвечает неправильно, то, как правило, он подвергается избиению.

4) Приколы, связанные с техникой (техническими средствами). В принципе эти приколы являются разновидностью приколов типа загадок и типа тестов, но в них используется техническая терминология, необходимы хотя бы минимальные познания в технике и т.д.

5) Приколы типа игр. Цель данного вида приколов — развлечься, причем развлечения носят жестокий характер

6) Приколы типа испытаний. Цель — испытать готовность и способность новичка переносить боль и отстаивать интересы сообщества (друзей, всей камеры). Обычно новичка заставляют нарушить режим содержания или заставляют дать слово, что он совершит тот или иной, как правило, противоправный поступок.

7) Приколы типа шантажа. Цель данных видов приколов — подчинить себе, закабалить прибывшего новичка. С этой целью используется любой промах новичка (действительный или, зачастую, мнимый), незнание им основ криминальной субкультуры (по принципу «незнание не освобождает от ответственности»). Полностью подчиненный таким образом новичок (практически это всегда несовершеннолетний) оказывается в самом низу криминальной иерархической лестницы; зачастую его начинают использовать не только как источник каких-то поступающих материальных благ (посылки, передачи, деньги), но и как пассивного партнера при гомосексуальных актах.

Во время проведения прописки для новичка устанавливается так называемое пацанское время для обдумывания ответа на приколы типа загадок, тестов и т.д. равное 45 секундам. Если по истечению 45 секунд новичок не нашел правильный ответ или вообще не смог ответить, однозначно статуса пацана он не получает.

Поддержания порядка в уголовном мире, наказания про винившихся, избавления от неугодных («разборки», стигматиза ция, остракизм, «опускание»)

Поддержание порядка в преступном мире осуществляется с помощью определенных мер наказания (санкций) которые выбираются, страшим группы в зависимости от проступка. Наказание может последовать даже за совершенно незначительные проступки. В преступном мире, как и среди законопослушных граждан наказанным может оказаться абсолютно каждый, начиная от «вора в законе» или пахана до «опущенного» или «обиженного», все зависит от степени тяжести проступка и на какой ступени иерархии находится провинившийся. Поэтому существуют разные виды санкций:

1. Блатные санкции . В основе сплоченности преступных объединений лежит их довольно хорошая организованность и очень жесткие санкции по отношению к «оступившимся» нарушителям воровского (тюремного) закона . В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества нельзя.

У воров в законе существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:

· публичная пощечина за мелкие провинности (чаще всего за безосновательные оскорбления); причем, дать пощечину может только равный по «званию», т.е. тоже вор в законе ;

· дать (бить) по ушам — т.е. перевести в низшую категорию, так называемых мужиков ;

· смерть.

В случае нарушения основных требований воровского закона вор не может рассчитывать ни на какое снисхождение, он будет разыскиваться, пока его не найдут со всеми вытекающими последствиями (смерть). После вынесения приговора воровской сходкой каждый уважающий себя арестант обязан при встрече с приговоренным привести приговор в исполнение, т.е. его убить.

К преступникам, не имеющим ранга вора в законе может быть применено большое число санкций, основными из которых являются:

· избиения;

· совершение насильственного акта мужеложства (особенно распространено среди несовершеннолетних преступников), т.е. перевод в самую презираемую группу петухов , обиженных , опущенных и т.д.;

· лишение занимаемого статуса (дать по ушам ) — перевод из категории блатных в категорию мужиков ;

· изгнание из семьи (микрогруппы) — остракизм;

· парафин , т.е. чисто символический акт мужеложства; заключается в проведении по губам провинившегося половым членом, при этом акту насильственного мужеложства провинившийся не подвергается;

· ломание рук (ног) — применяется к лицам, проигравшимся в карты и не отдавшим в долг, а также к лицам, безосновательно избившим кого-либо;

· смерть - применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (точного установления, что лицо является агентом правоохранительных органов; за воровство крупной суммы из общака и т.д.); на убийство провинившегося должна быть санкция вора в законе или сходки местных авторитетов .

2. Санкции применяемые к мужикам, пацанам, опущенным . Положение в преступном обществе весьма не устойчивое. Находясь на определенной ступени нельзя быть уверенным на сто процентов, что твое положение не изменится на следующий же день. В этом плане люди, находящиеся в местах лишения свободы оказываются не защищенными от беспредела, который твориться в стенах исправительных учреждений. Наказания могут последовать за следующие проступки:

· если лицо ворует у своих (крысятничает);

· не соблюдает нормы и правила, определенные в группе;

· не выполняет свои обязанности, например, не убирает в «хате», хотя ему положено этим заниматься по статусу;

· не выполняет указания занимающих лидирующее положение членов группы;

· отказывается быть объектом удовлетворения половых потребностей;

· сотрудничество с администрацией (особенно негласное);

· совершает беспредел по отношению к другим осужденным;

· неотдача карточного долга;

· совершение с точки зрения правильных понятий «недостойных» преступлений: изнасилование, мужеложство, изнасилование или убийство детей, развратные действия по отношению к малолетним;

· ворует деньги из общака;

· выдача соучастников, «стукачество»,

· нежелание брать вину на себя, чтобы выгородить лидера или взрослого члена группы и т.д.

За все эти проступки могут последовать наказания. Наиболее частыми из них являются избиение, совершение акта мужеловства, унижение (опускание), Перевод в обиженные (опущенные , петухи ) производится в большинстве случаев за грубейшие, с точки зрения криминального сообщества, нарушения тюремного закона (сотрудничество с администрацией (особенно негласное), крысятничество, т.е. воровство у своих же, беспредел по отношению к другим осужденным, неотдача карточного долга)

«Если осужденный (заключенный) сам чувствует, что он совершил нечто несовместимое с тюремным законом, он может, не ожидая неминуемых санкций, добровольно перейти в касту опущенных, т.е. перенести свои вещи в ту часть помещения (камеры), где располагается данная масть. В этом случае обычно никаких унижающих санкций в виде акта мужеложства или проведения по губам половым членом не производится. Достаточно того факта, что человек сам признал свое новое положение.

Иными видами наказания могут быть клеймение, то есть насильственное нанесение «позорной» татуировки, что в свою очередь автоматически переводит его в статус опущенных. Также человеку присваивается кличка, которая весит на нем как клеймо, что тоже оказывает негативное психологическое воздействие на психику человека. Некоторые из осужденных в последствии могут пытаться свести позорные татуировки, после чего остаются шрамы и рубцы, попадая повторно в места лишения свободы, человек, имевший ранее статус опущенного старается скрывать свою принадлежность к низшей касте, если факт сокрытия становится известным, то данного человека тоже могут подвергнуть наказанию, в начале он будет подвергнут избиению, а потом опять будет находиться в низшей касте.

«Разборка» происходит в случае нарушения клятвы также делается в присутствии других, чтобы «другим было неповадно нарушать данное слово».

Остракизм, существующий с древних времен (изгнание людей из племени, из общества, из государства, с работы), особенно широко распространен в криминальной субкультуре. Методы остракизма извечны: вначале дискредитировать личность, деперсонализировать ее, а затем потребовать убрать ее или убраться. В молодежной криминальной среде важнейшими средствами деперсонализации являются: мужеложство, «вафлерство», «парафин», принуждение к чистке туалета, выполнению других «грязных работ».

Остракизм имеет «нормативную» основу и четкую процедуру исполнения. Опасность остракизма как социального и возрастного психологического феномена заключается в том, что он получает все большее распространение в среде законопослушной молодежи. Подростки и юноши хорошо ориентированы в способах деперсонализации, применяемых в уголовной среде, в процедуре и механизмах остракизма. Многие придерживаются этих правил сами. Это свидетельствует о сращивании криминальной и молодежной субкультур.

 

Коммуникации (татуировки, клички, уголовный жаргон, «ручной жаргон»)

Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.

Соответственно, перенося данные виды коммуникаций в криминальную субкультуру можно сделать следующие выводы, что вербальным средством общения в криминальной среде выступает уголовный жаргон, он берет свое начало из древности и стечением времени плавно перешел в разряд особенностей, присущих криминальной среде. Не вербальным видом коммуникации выступают жесты или «ручной жаргон», которые используют в своей деятельности преступники, при этом используется целый набор жестов, мимики, положения глаз, поза и даже сигареты. Данные жесты могут использоваться, например, при игре в карты, для предупреждения соучастника об опасности, для согласования определенных действий, для информирования соучастника, как ему следует вести себя на допросах и т.д.

Итак, уголовный жаргон можно определить какзакономерное явление, отражающее специфику криминальной субкультуры, степень организованности и профессионализации преступной среды.

Наличие уголовного жаргона (арго) не является чем-то исключительным, так как профессиональный язык (жаргон) существует у большинства представителей профессий (летчиков, врачей, сотрудников правоохранительных органов) и групп населения (школьников, рокеров, панков и т.д.). Наличие жаргона обусловлено социально-психологическими закономерностями функционирования преступных групп.

Причины возникновения уголовного (воровского) жаргона, как считает крупный знаток криминальной субкультуры Ю. П. Дубягин, кроются, прежде всего, в извращенной психологии преступников-рецидивистов, сущность которой характеризуется особенностью их личности. Искусственно создавая и внушая себе и окружающим мнение об их исключительности, преданности, необычности и превосходстве над другими, они способствуют распространению мнения о якобы действительной порядочности преступных авторитетов.Большинство исследователей считает, что в основе воровского жаргона лежит язык офеней (коробейников) - мелких торговцев, ходивших по стране и продававших товары, если можно так выразиться, ширпотреба: белье, иконки, украшения, отдельные виды продуктов и др. Он вобрал в себя значительное число слов из профессионального жаргона моряков, профессиональных нищих и т.д. Кроме того, имеются доказательства, что ряд слов воровского жаргона заимствован у музыкантов.

Условно воровской (уголовный) жаргон можно разделить на три основные группы:

· общеуголовный жаргон, которым пользуются как профессиональные преступники, так и обычные (бытовики, осужденные за хулиганство и т.д.);

· специальные профессиональные воровские жаргоны, присущие определенным «профессиям» преступников: шулерам, наркоманам, карманникам, вымогателям и т.д.;

· тюремный жаргон, употребляемый общностью преступников, но в основном в местах лишения свободы и содержания под стражей.

Жаргон как таковой используется как средство деперсонализации личности. Плохие люди — это «козлы», «крысы», «чушки», «падла» и т.п. С помощью жаргона, не прибегая к мату, можно растоптать достоинство и честь человека, неугодного данной преступной группе, особенно из числа «чужих», законопослушных граждан и представителей женского пола.

Вместе с тем с помощью уголовного жаргона преступники пытаются обозначить наиболее часто встречающиеся в их жизни и криминальной деятельности явления, события и действия, облагородить их, придать приемлемый или невинный характер. Насильник не говорит, что сидит за изнасилование (ст. 131 УК РФ), он говорит «Иду по молодежной статье». Преступник не скажет, что совершил преступление, ограбил, совершил разбойное нападение, а ответит «сработал дело», Вор не похитил, не украл, а «купил», «поздравил с добрым утром» (квартирная кража) и т.п. Преступники предпочитают обозначать свою преступную деятельность «честными словами». Этой же линии они придерживаются и при обозначении своего поведения в местах лишения свободы. Это является одним из элементов психологической защиты личности от выдвигаемых официальных обвинений.

Интересно то, что в уголовном жаргоне ни одно слово не произносится нейтрально, а чаще всего с подковыркой, с нескрываемым пренебрежением. Говорящий, как правило, стремится кого-то уязвить, задеть, дискредитировать. В устной речи пренебрежение и издевки дополняются выраженной в словах ехидно-иронической интонацией и такой же мимикой. Поэтому не случайно значительная часть слов уголовного жаргона, не являясь матерной, нецензурной, носит непристойный, бранный характер, особенно если они высказываются в адрес женщин, работников правоохранительных органов, людей отверженных. Так, женщин легкого поведения на жаргоне именуют «кошелками», «мочалками», «пиксами», «поганками»; лиц из низов - «скорлупой», «зеленью», «горохом», а в армии — «мясом», «духами», «черепами» и т.п. Эта терминология и нецензурная брань не только режут слух, но и оскорбляют людей, развращают окружающих, снижают уровень их нравственности, разрушают взаимоотношения между людьми, вызывая ответную грубость, хамство, негуманные поведение и поступки. Поэтому столь часты межличностные и межгрупповые конфликты в криминальной среде по этой причине.

Паразитическое существование и пополнение словарного запаса уголовного жаргона происходит также за счет родного языка и других национальных языков путем:

1) использования лексического закона дисфемизмов (обратных эвфемизмов), т.е. образования тропов для замены пристойных, естественных в данном контексте слов непристойными, вульгарными, грубыми;

2) переосмысливания значения слов;

3) употребления слов в совершенно ином значении ли конструирования новых слов. Уголовный жаргон существенно пополняется за счет про­фессиональной лексики, особенно рожденной научно-технической революцией. Эти лексемы активно включаются в подростковый словарный состав:

1) использование старых терминов для обозначения новых технических средств: «канарейка» — милицейская машина, «кляча» — автомашина, «кобыла» — мопед, «подвал» — метро, «телега» — трамвай, троллейбус;

2) заимствование новых терминов для обозначения старых явлений: «вертолет» — пустой человек, «локаторы» — уши, «прилуниться» — сидеть в ресторане, «реактор» — самогонный аппарат, «телевизор» — прикроватная тумбочка, «приватизировать» — украсть, ограбить;

3) использование новых терминов для обозначения новых явлений: «демократизатор» — милицейская дубинка, «ваучер» — 10 тыс. рублей, мужской половой член, «вложить ваучер» — совершить половой акт, обмануть;

4) использование старых терминов для обозначения новых явлений: «пехотинец», «автоматчик» — рядовой член банды, «повязочник» — общественник в колонии, «гайдамачить» — нести службу дружинника;

5) использование слов попарно: нового — для обозначениястарых, и старого — для обозначения новых явлений: «телевизор» — шкаф, «шкаф» — телевизор, «подвал» — метро, «метро» — подвал.

Специфика подростково-юношеского уголовного жаргона заключается в том, что в силу возрастных особенностей его носителей он употребляется подростками более интенсивно. В нем идет постоянный процесс словообразования: подросткам свойственно самим «придумывать» те или иные термины. Подростково-юношеский жаргон отличается излишней динамичностью, что и затрудняет борьбу с ним. Как отмечалось, несовершеннолетние, и молодежь активно преобразуют молодежный сленг в уголовный жаргон. При этом слова и выражения молодежного сленга могут использоваться в прямом и переносном значении. Например, «шпаргалка», «шпора» — подсказка на уроке, но и подсказка о поведении на следствии, в суде, при беседе с «кумом» (оперативным работником), при очной ставке.

Опасность уголовного жаргона в том, что он входит в повседневную жизнь не только криминальной среды, но и законопослушных граждан. Этому способствуют не только детективная литература, но и периодическая печать, а также лица, прошедшие через места лишения свободы (а таких насчитывается до 20% взрослого населения).

Разговаривая на официальном языке жестов и мимики преступники имеют пред своими жертвами и сотрудниками милиции большое преимущество. Речь идет о «наперсточниках», профессиональных картежных игроках, мошенниках, вымогателях, «кидалах», проститутках. Оперативные работники годами накапливают индивидуальный опыт, а когда уходят на пенсию — молодежи приходится начинать с нуля. Визуальный язык (язык жестов и мимики) разных преступных групп необходимо целенаправленно и глубоко исследовать. Это важно для прогноза его развития и для понимания субкультуры криминальных групп. Важное значение имеет положение пальцев рук, отдельные элементы мимики, условные знаки преступников, которые становятся понятными и сотрудникам милиции, имеющим огромный опыт работы преступниками.

Татуировка (партак, наколка, картинка и т.д.) - это нанесение на тело рисунков, надписей, аббревиатур и т.д. путем введения под кожу красящих веществ при помощи специальных приспособлений. Татуировки известны с глубокой древности и достаточно хорошо изучены. На тему татуировок имеются многочисленные работы, рассказывающие об истории возникновения татуировок, их смысловом содержании и т.д. В России одними из лучших работ, посвященных татуировкам, наносимых в местах лишения свободы и содержания под стражей, являются исследования, проведенные Ю.П. Дубягиным.

Условно татуировки можно разделить на три большие группы:

· означающие самоутверждение или подражание кому-либо (из числа значимых для наносящего лиц); данная группа характерна тем, что показывает ценностные ориентации субъекта;

· татуировки, связанные с какими-то личными (порой интимными) или другими значимыми событиями, имевшими место в жизни субъекта;

· татуировки, связанные с уголовным прошлым или желанием субъекта подражать кому-либо из лиц из криминальных групп.

Безусловно, в чистом виде татуировки встречаются достаточно редко, гораздо чаще различные мотивы переплетены между собой. Последовательность нанесения татуировок может также свидетельствовать об определенных этапах развития личности.

Символика татуировок в криминальной среде тесно связана с традициями, обычаями и законами криминальной субкультуры. В зависимости от содержания татуировки можно дифференцировать следующим образом:

1) информационно - иерархические, которые показывают, какое место в преступной «табели о рангах» занимает то или иное лицо (вор в законе, блатной, мужик, петух и т.д.); ориентируют членов криминального сообщества на выбор той или иной манеры поведения со вновь поступившими; определяют права и обязанности татуированного лица;

2) личностно - установочные татуировки, раскрывающие черты биографии татуированного, его отношение к различным видам деятельности, к правоохранительным органам, к противоположному (и не только) полу и т.д.; зачастую они носят угрожающий характер; сюда же относятся татуировки. выражающие намерения совершить побег, отношение к алкоголю, наркотикам и т.д.;

3) сигнально - обособительные татуировки являются своеобразными опознавательными знаками, показывающими, что носитель принадлежит к той или иной устойчивой преступной группе; кроме того, они могут служить как средство контакта между носителями, незнакомыми между собой, но имеющими одну и ту же татуировку (из татуировок данного вида наиболее распространены перстни (перстаки);

4) воровские (тюремные) татуировки означают, что их носитель побывал в местах лишения свободы, а также в спецшколе, спец. ПТУ, приемнике - распределителе, воспитательно-трудовой колонии; они означают также, что носитель знает тюремную субкультуру (законы и традиции и готов их соблюдать);

5) профессиональные татуировки обозначают принадлежность (или желание принадлежать) к какой-либо профессии; данный вид татуировок особенно распространен среди лиц, служивших на флоте, в армии, ВДВ и т.д.;

6) памятные татуировки наносятся в память о каких-то особо значимых для носителя событиях, имевших место в прошлом;

7) сексуально - эротические татуировки демонстрируют сексуальную ориентацию, отражают мечты о будущих сексуальных контактах. Этот вид татуировок особенно распространен среди молодежи. В целях профилактики (защиты) нередко наносится татуировка, указывающая, что ее носитель является активным гомосексуалистом, что в какой-то мере может гарантировать от сексуальных посягательств со стороны других осужденных (особенно если носитель отличается миловидностью); эти татуировки наносятся на закрытые участки тела (спина, живот, бедра, половой член), кроме татуировок, наносимых насильно.

Татуировки выполняют следующие функции:

· сигнально-обособительную функцию: они служат указателем принадлежности их носителя к определенной социальной общности — преступному миру. С помощью татуировок преступный мир опознает себе подобных, как в древности люди опознавали по определенным представителей своего этноса. Сюда же относятся рисунки, подчеркивающие принадлежность их носителя к «тюремному братству».

· личностно-установочная, предполагающая делить принадлежность человека к определенной категории (преступному миру, сообществу заключенных), но с их действии достигается «паспортизация» носителей татуировок. Исключительно, по рисункам, знакам, надписям можно определить имя, возраст человека, место его рождения, количество судимостей, места отбывания им наказания, количество побегов проведенный в колонии срок и другие «паспортные» данные.

· стратификационная — функция татуировок: по ним можно точно определить статус подростка в криминальной группе. Так, высокостатусным лицам наносятся почетные знаки различия, называемые регалками, для чего используются специальные приборы и качественные, преимущественно иностранные, красители. Наносят их высококлассные специалисты. Низкостатусным, особенно из числа отверженных («опущенных», «помоек» и т.п.), татуировки наносятся насильно. Это — татуировки-клейма (на уголовном жаргоне — «нахалки», «позорные»). Как видим, стратификационная функция татуировок ведет свою историю из далекого прошлого. У древних народов вожди племени, воины имели особые отличия в рисунках и символах, наносимых на тело. При этом, при изменении статуса в сторону его повышения наносились одни знаки и символы, а при его снижении — другие. Так и в современном преступном мире: «за заслуги» перед криминальным сообществом преступник поощряется нанесением почетной татуировки, и в то же время «опускание» сопровождается, как и в древнем мире, когда клеймили рабов, должников и пленных, нанесением позорных татуировок. Таким образом, татуировка может выступать и как средство поощрения, награды отличившимся и как средство деперсонализации — провинившихся.

· эстетическая, функция татуировок, которая также пришла из далекого прошлого. Еще задолго до появления одежды татуировки служили средством украшения человека и были связаны с эстетическими представлениями данного этноса. Человек для того разукрашивал свое тело, чтобы нравиться другим, особенно представителям противоположного пола, вызывать их восхищение, расположение, поклонение. В современных условиях в законопослушной среде татуировки стали особым видом изобразительного искусства. Многие (как юноши, так и девушки) тратят огромные суммы денег, чтобы разукрасить свое тело татуировками у престижных мастеров в тат-кабинетах.

· религиозная функция. Нанесение татуировок означало как приобщение к богу. Это был ритуал, носивший магический характер. Татуировки служили знаком магической защиты от злых духов, они наделялись магическими свойствами. Поэтому у первобытных народов татуировки оказались тесно связанными с их верованиями и культурой. Каждый клан имел свой родовой предмет культа (дерево, зверь, рыба, светило, птица и т.п.). Эта функция татуировок также сохранилась и в современных условиях. Как верующие подростки, так и атеисты используют различные символы веры для нанесения татуировок (кресты, надгробия, колокольни, купола церквей, алтари, распятия и т.п.), веря в их магическую силу.

· сексуально-эротическая функция татуировок, В них проявляется сексуальная ориентация в связи с половым созреванием, половой идентификацией, отражаются мечты о будущих половых партнерах или разочарование в лицах противоположного пола. Нередко в целях профилактики наносится знак активного гомосексуалиста, гарантирующий от возможных сексуальных притязаний окружающих. Указанный вид татуировок может быть умеренно-эротическим как отражение общей сексуальной ориентации несовершеннолетних и молодежи, тогда преобладает изображение голых женщин или женских бюстов; цинично-эротическим, с преобладанием изображения половых органов, полового акта, сопровождаемого циничными надписями с указанием имен сексуальных партнеров. Цинично-эротические изображаются преимущественно на закрытых частях тела.

Татуировки могут нести в себе функцию юмористическую, когда их нанесение и толкование связано с развлечением, подтруниванием над кем-то, юмором.

К основным мотивам нанесения татуировок относятся:

· желание показать свою причастность к криминальному миру;

· подражание;

· желание выделиться, понравиться и т.д.;

· желание завоевать авторитет.

Как уже отмечалось, значительное число татуировок наносится насильно (нахалка ). Данный вид татуировок наносится лицам, занимающимся половыми извращениями (гомосексуализм, орогенитальные контакты), замеченными в воровстве у своих же (крысятничество ), проигравшимся в карты, не сдержавшим данное слово, занимающимся доносительством, некоторым другим категориям.

Необходимо отметить, что в последнее время татуируются в основном лица молодежного возраста. Взрослые предпочитают татуировки не наносить либо наносить их на скрытые участки тела. Одной из причин отказа взрослых и опытных осужденных от нанесения татуировок является нежелание иметь лишнюю особую примету.

Важным атрибутом криминальной субкультуры являются клички (кликухи, погоняла) — зачастую довольно меткие прозвища, приклеенные человеку ироничными умниками, в которых рельефно проявляются особенности межличностных отношений в уголовной среде. Клички выполняют ряд взаимосвязанных функций:

· заменяют фамилию (функция коммуникации);

· служат средством стигматизации (клеймения);

· закрепляют статус личности в групповой иерархии;

· служат вербальным средством деперсонализации (путем наделения человека оскорбительными кличками). Как правило, клички устойчивы, прилипают так, что не отодрать, не избавиться, и их смена происходит только с изменением статуса их носителя.

Клички как бы срастаются с личностью и сохраняются, если даже правонарушитель переведен в другое учреждение или сменил место жительства. У мигрантов полученная по новому месту жительства кличка в 70% случаев совпадает по смыслу с ранее имевшейся. Особенно это касается стереотипных кличек, даваемых за внешний вид, физические и характерологические особенности, региональное происхождение. Часть подростков и юношей пытается избавиться от кличек обидных, злых, идущих от их физических недостатков, дурных черт характера и привычек. Однако эти попытки встречают сопротивление со стороны уголовных авторитетов.

Материально-финансовые (создание общей кассы «общака»)

А.Гуров, первый являющийся, одним из крупнейших специалистов области организованной преступности, выделяет три разновидности общих денежных касс (общак), создаваемых преступными сообществами, обусловленные двумя факторами их создания — местом создания и контингентом пользователей:

· кассы, создаваемые из паевых взносов членов организованных преступных сообществ, занимающихся противоправной частнопредпринимательской деятельностью (в настоящее время эти кассы — общаки практически прекратили свое существование, так как почти не осталось тех областей, в которых бы не развивалась частнопредпринимательская деятельность на законной основе. Правда, сюда можно отнести различную антизаконную деятельность, подпадающую под определенные статьи УК, например, организация притонов, различных публичных домов под маской массажных кабинетов, выпуск порнографической продукции и т.д.);

· кассы (общаки), создаваемые в местах лишения свободы;

· общак, действующий в условиях свободы. Этот вид общака образуется более сложным путем, чем общак в ИТУ и складывается из следующих источников:

1. вклады различных категорий профессиональных преступников (карманников, домушников , мошенников, сбытчиков краденого, сбытчиков наркотиков и других категорий). Причем взносы делают, как правило, подавляющее большинство преступников;

2. различного вида рэкет (осуществляется зачастую под видом создания крыши для различных организаций, государственных и негосударственных, банков и т.д.);

3. отчисления за помощь во взыскании долгов, разрешении споров между предпринимателями, осуществления функций третейского суда и т.д.

Изначально общак создавался с вполне благородной целью (пусть и не совсем благородными методами) — для оказания помощи лицам, попавшим в места лишения свободы, а также их родственникам. Но за последние несколько десятилетий функции общака сильно изменились.

Назначение общака следующее:

· помощь ворам в законе, другим авторитетам, их семьям;

· помощь другим осужденным и их семьям;

· для дальнейшего расширения преступного бизнеса;

· на подкуп представителей исполнительной и законодательной властей (чиновников, депутатов всех уровней с целью обеспечения лоббирования интересов преступных сообществ, а также получений различных льгот и привилегий для контролируемых преступными сообществами предприятий, фондов, банков и др.);

· на подкуп сотрудников ОВД, РУОПа, ИТУ, СИЗО, прокуратуры и судов;

· для легализации преступного бизнеса, постепенного его перевода на «законные рельсы»;

· для создания материальной и финансовой базы преступных объединений;

· для выполнения пропагандистско-психологической функции;

для организации противодействия сотрудникам пенитенциарных учреждений.

В создании кассы участвуют все члены группы, каждый вносит свою часть. Необходимо отметить, что в преступных сообществах значительно развиты разведывательная и контрразведывательная организация, что позволяет с достаточной долей уверенности знать, на кого можно наехать с целью извлечения прибыли.

Для сохранности общака выделяются отдельные, пользующиеся доверием лидеров преступного мира, лица, которым предоставляются значительные полномочия, вплоть до вынесения смертных приговоров в отношении лиц, допустивших нарушения «финансовой дисциплины». В ИТУ общаком, как правило, ведает один человек, наиболее приближенный к местному неформальному лидеру (вору в законе, а в его отсутствие положенцу или смотрящему). Сам хранитель общака в ИТУ также не может без разрешения тратить чтобы то ни было под страхом смерти. Определить хранителя общака в ИТУ довольно сложная задача, так как он обычно очень законспирирован, внешне может выглядеть вполне законопослушным зеком, не нарушающим режим содержания (что, кстати говоря, ему и не рекомендуется делать).

Тюремная лирика, ( песни, стихи и небылицы)

Русская тюремная лирика, как явление, не имеет аналогов в мире. Тюремная лирика, в основном, представлена песнями, хотя в последнее время некоторое распространение получили и стихи. Авторов арестантских песен и стихов установить, как правило, невозможно, поэтому все они воспринимаются как «народное» творчество.

Эта область криминальной субкультуры практически совершенно не исследована, хотя она получила довольно широкое распространение не только в криминальной среде, но и в обществе в целом.

В тюремной лирике в первую очередь воспевается культ личной независимости, свободы воли и стремления к ней, взаимовыручки и мести (хотя и называется это воровской дружбой).

Язык тюремной лирики чрезвычайно богат, и хотя рифма зачастую «хромает», это компенсируется искренностью, ироничностью, лексической оригинальностью и необычным построением фраз.

В песнях и стихах, относящихся к тюремной лирике можно выделить следующие основные моменты:

- отношение к матери (глубоко уважительное - хотя в реальной жизни это и не соответствует действительности, полное сострадания и нежности);

- отношение к женщине вообще (как правило, отрицательное; даже знаменитая Мурка оказывается агентом правоохранительных органов);

- отношение к преступной деятельности (если внимательно вчитаться, то можно заметить, что во всех песнях и стихах, в общем-то, высказывается сожаление, что автору пришлось стать на путь преступной жизни по различным, как правило, от него не зависящим, причинам);

- отношение к правоохранительным органам (исключительно отрицательное, злобно-ироничное);

- отношение к себе (как правило, жалостливое, стремящееся оправдать).

К тюремной лирике, как к части тюремного творчества, можно также отнести различные истории, якобы имевшие место в том или ином ИТУ, в которых осужденные, как действующие лица, выглядят на голову выше ментов, а последние являются, как правило, «дураками». Наиболее известным из этих мифов является миф о том, как один сообразительный зек соорудил из бензопилы минивертолет, с помощью которого на глазах изумленных ментов и перелетел через все ограждения.

Функция специфического отношения к своему здоро вью ( алкоголизм, наркомания и токсикомания)

Алкоголизм и наркомания являются составными элементами криминальной субкультуры. Основное их «назначение» - способствование сплочению криминальных (преступных) сообществ. Кроме того, и алкоголизм и наркомания могут выступать как средство самоутверждения (особенно среди лиц молодежного возраста), а также как один из способов снятия постоянной напряженности.

Алкоголизм - это психическое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков (водка, вино, чача, брага и др.). Алкоголизм характеризуется в постоянной потребности личности быть в состоянии опьянения, психическими расстройствами, падением работоспособности, утратой социальных связей, криминализацией личности, соматическими и неврологическими нарушениями, а в заключительной фазе - деградацией личности.

Вот далеко не полный перечень причин алкоголизма:

- трудности адаптации;

- конфликты с окружением;

- сознание своей неполноценности в чем-либо значимом;

- неудовлетворенность желаний и установок;

- одиночество, робость;

- подражание (особенно свойственно несовершеннолетним и лицам молодежного возраста);

- желание забыться;

- страх перед возможными неприятностями (арестом, разного рода разборками и т.д.).

Пьянство по подражанию - наиболее частый мотив употребления алкогольных напитков несовершеннолетними и лицами молодежного возраста, и вызывается оно, как правило, стремлением пребывать в состоянии эйфории. Распространению «подражательного» алкоголизма способствует бытующее мнение, что прием алкоголя тонизирует организм, а также свидетельствует о «взрослости» несовершеннолетнего.

С помощью спиртных напитков зачастую происходит «вербовка» несовершеннолетних и лиц молодежного возраста в различные преступные бригады.

Наркомания - это вид токсикомании, возникающей вследствие злоупотребления наркотическими средствами. Наркомания возникает обычно при злоупотреблением одним наркотиком, но возможна зависимость от двух и более наркотических средств, так называемая полинаркомания.

При немедицинском употреблении наркотических веществ наступает эйфорическое состояние, выражающееся в подъеме настроения, чувстве радости, веселья, возникновении различных приятных телесных ощущений. Как правило, эйфория сопровождается некоторым помрачением сознания, искажением восприятия действительности (все видится в «розовом» свете), нарушением мышления и т.д. Но зачастую (особенно по окончанию действия наркотика) наоборот, может возникать агрессивное состояние.

Как правило, в системе криминальных сообществ наркоманы не занимают высоких «постов», а выступают в роли бойцов, торпед и т.д., то есть исполнителей.

Сексуально-эротические (эротика как ценность , мужеложство)

Сексуально-эротические ценности (эротика, порнография, отношение к лицам противоположного пола, половые извращения, проституция и гомосексуализм) являются составными частями криминальной субкультуры и занимают в системе ее ценностей не последнее место.

Ниже будет кратко рассмотрен гомосексуализм, как довольно распространенное явление в системе исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов.

Половые извращения - это нарушения направленности полового влечения или условий его удовлетворения.

Распространенность гомосексуализма в мире, по различным данным, составляет от 3 до процентов среди лиц мужского пола. Естественно, в исправительно-трудовых учреждениях и следственных изоляторах этот процент гораздо выше.

Некоторые половые извращения, гомосексуализм в том числе, могут сочетаться как с нормальным половым влечением (бисексуализм), так и с другими перверсиями. Для гомосексуализма в чистом виде характерно качественное изменение полового влечения и поведения с частичным или полным замещением им нормальной половой жизни.

Обычно различают гомосексуализм двух видов: врожденный и приобретенный. Есть предположение, что врожденные гомосексуалисты биологически отличаются от гетеросексуалов, т.е. у них имеются изменения на хромосомном уровне. Если принять эту точку зрения (а она получает все более широкое распространение), то приходится констатировать, что излечение гомосексуализма (врожденного) невозможно, никакое лечение здесь не поможет. Поведение же данного индивида в обществе (сокрытие или открытая демонстрация своей половой направленности) зависит исключительно от него самого, т.е. от наличия сильной воли, способной препятствовать и противостоять его необычным половым привязанностям.

Для ИТУ и СИЗО в большей степени характерен приобретенный и насильственный гомосексуализм. Особенно это касается контингента несовершеннолетних. Причем, среди самих осужденных (да и не только) извращением считается только пассивный гомосексуализм.

Активный гомосексуализм в ИТУ (и особенно в ВТК), как правило, преследует цель не только полового удовлетворения, но и самоутверждения среди других осужденных и как форма самозащиты от посягательств других. Как правило, по освобождению из мест лишения свободы, активные гомосексуалисты возвращаются к нормальной половой жизни.

Гораздо труднее в колониях (особенно в ВТК и колониях общего режима для взрослых) приходится пассивным гомосексуалистам. В "табели о рангах" криминальной субкультуры они занимают самую низшую ступень. Любой другой осужденный или заключенный имеет право потребовать от них полового удовлетворения, выполнения других услуг (стирка и т.д.). Отказаться обиженные, опущенные, петухи и т.д. не имеют права. Питаются они из отдельной посуды и за отдельным столом, спят также отдельно. Лицо, докурившее, например, за обиженным сигарету, автоматически переходит в их маcть (касту) со всеми вытекающими отсюда последствиями. В некоторых колониях администрация пыталась бороться с этим разделением, заставляя осужденных садиться в столовой вместе с петухами. Кончалось это, в лучшем случае, массовыми отказами от приема пищи.

Объектами гомосексуальных притязаний становятся, как правило, физически слабые и умственно неполноценные личности, внешне миловидные осужденные и заключенные молодежного возраста, а также лица, не прошедшие прописку, проигравшиеся в карты и не заплатившие долг (фуфлыжники), не сдержавшие данного ими слова или клятвы, замеченные в негласном сотрудничестве с администрацией ИТУ, СИЗО либо милицией, пойманные на крысятничестве.

Педагогическая и психологическая работа с пассивными гомосексуалистами достаточно сложна. Здесь необходим особый такт и умение воспитателя найти общий язык с лицом, подвергнутым или вовлеченным в гомосексуализм, так как не всякий станет разговаривать об этом с человеком, которого он не уважает и ли к которому не испытывает доверия.

Таким образом, после рассмотрения всех элементов криминальной субкультуры можно сказать, о том, что указанные мною элементы являются неотъемлемой частью преступного мира. Большинство из них определяют статус, служат средствами общения и передачи информации, в некоторых случаях кодирования информации. Также проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что многие элементы криминальной субкультуры, во-первых, полифункциональны (татуировки, например — этические и эстетические ценности, выполняющие одновременно функции стратификации, стигматизации и коммуникации, опознания «своих», а клички — этические и эстетические ценности, выполняющие те же функции); во-вторых, каждый элемент криминальной субкультуры обладает основной функцией (например, татуировки — функцией стратификации, а клички — функцией коммуникации); в-третьих, каждый элемент криминальной субкультуры по-разному преломляется в психологии группы и интериоризируется индивидом (от удовлетворенности престижной кличкой или татуировкой до стремления всеми способами избавиться от них). Знание приверженности группы и личности к определенным ценностям (например, увлеченность карате) позволяет с достаточной вероятностью прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики.

Хотя приведенная классификация атрибутов криминальной субкультуры в известной мере является условной, носящей рабочий характер, однако она позволяет моделировать элементы криминальной субкультуры для более глубокого и всестороннего изучения.

 





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика

криминальные новости