В конце ноября 2010 года на всю Россию прогремела информация о том, что глава города Энгельс Михаил Лысенко, помимо своих прямых обязанностей, руководил устойчивой вооруженной группой, по простому бандой. Как следовало из документов Следственного Комитета, группировка была образована в 1998 году, совместно с криминальным авторитетом Юрием Нефедовым.
Вначале бандиты, подчиняющиеся двум лидерам, занимались вооруженными ограблениями и разбоями, затем перешли к вымогательству денег у предпринимателей города, обложив их ежемесячной данью. С начала 2000 года, получив большое влияние на город, Лысенко начал пробиваться в большую политику, и в 2001 году уже занял кресло мэра города.
Попутно он, по информации силовиков, осуществлял контроль над бандой, которая к тому моменту возросла в несколько раз. Непосредственно же руководил преступной группировкой криминальный авторитет Нефед. Таким образом он обеспечивал Лысенко прикрытие, чтобы тот не утруждался в общении с рядовыми участниками ОПГ.
Михаилу Лысенко осталось отсидеть пол года
Одним из пунктов обвинения Михаилу Лысенко, было участие в убийстве Энгельского вора в законе Николая Балашова, которого убили якобы по его приказу. Организатором убийства был все тот самый Нефед, в ведении которого была бригада киллеров.
Вор в законе БалашНиколай Балашов родился в 1963 году. Его семья по тем временам жила в достатке, отец Павел Петрович работал старшим инженером-конструктором на Саратовском заводе приемно-усилительных ламп, мать Валентина Петровна была инженером по озеленению. У Балашовых было трое сыновей, и Николай являлся самым младшим. В то время, как его братья осваивали школьные знания, Николай связался с группой молодых ребят, которые любили хулиганить. С шестого класса он начал вместе с ними прогуливать школу. В общем с детства попал под влияние улицы.
В центре: вор в законе Николай Балашов — Балаш
На школьных занятиях, будущий вор в законе дерзил своим учителям, и состоял на учете в детской комнате милиции, после того, как угнал мотоцикл. Его поведение казалось детскими шалостями, поэтому родители не особо тревожились за младшего. Как оказалось, зря.
Весной 1980 года, учась уже в 10 классе, Николай Балашов участвовал в драке, в ходе которой был убит однофамилиц будущего мэра Энгельса, некто Лысенко. В драке принимали участие и друзья Балашова, все были в состоянии алкогольного опьянения. Во время потасовки и сам Балашов получил ножевое ранение в живот, но выжил. После больничной койки его отправили в СИЗО, и в скором времени осудили за это преступление на 10 лет. В колонии Балашов оставался все таким же дерзким и опасным человеком. В результате на одной из утренних перекличек он избил другого заключенного, который вроде как исковеркал его фамилию. За это Николаю добавили еще два года заключения.
Возвратился Балашов на свободу в 1992 году. Он не стал ехать в родной город, а прямиком направился в Энгельс, где у него жила подруга Ольга, которая в дальнейшем станет гражданской женой Николая, и родит ему дочь Кристину.
В Энгельсе Николай Балашов создал преступную группировку, которая стала контролировать различный бизнес, получая с предпринимателей деньги за «крышу». На этом поприще Балаш знакомится с Анатолием Пестеревым по прозвищу Мужичок, криминальным авторитетом Саратова и сводным братом Хабаровского вора в законе Володи Хозяйки. Через него появляются знакомые в воровских кругах. Балаш, будучи еще в колонии, стремился получить высший криминальный статус, но не получилось. На свободе же это желание приобрело более конкретные очертания. Он собирал деньги в воровской общак, пытаясь таким образом обратить на себя внимание криминальных генералов.
Крайний справа — Николай Балашов. На могиле вора в законе Владимира Анкудинов — Хозяйки, Саратовская область
Весной 1994 года Пермский вор в законе Николай Зыков (Якутенок) приехал в Энгельс, где несколько дней общался с Балашом. Затем Балашов вместе с Якутенком уехал в Пермь, где должна была пройти воровская сходка, на которой и короновали Балашова в воры в законе. На коронации присутствовал сам Якутенок, а также Тольяттинские воры в законе. Эта коронация была у воров с дальним прицелом, Якутенку требовались свои люди в Поволжье, поэтому Балаш, получив титул, был поставлен смотрящим за Саратовской областью.
Празднование получению воровской короны проходило на базе отдыха Сокино, расположенной на территории Лысогорского района Саратовской области. Здесь собрались друзья, чтобы поздравить новоиспеченного молодого вора. К вечеру Балашов уехал с территории базы, и через несколько минут после его отъезда, сюда нагрянули милиционеры. Самого виновника торжества задержать не удалось. Зато в руки силовиков попал вор в законе Якутенок, который находился в апартаментах с проститутками. Впрочем, не найдя у него ничего запрещенного, вора отпустили догуливать празднество.
Слева воры в законе: Николай Зыков (Якутенок) и Евгений Васин (Джем)
В Саратовской области Балаш принял участие в войне против кавказских воров в законе, которые пытались в Поволжье укрепить свои позиции. Николай Балашов организует несколько воровских сходок, на которых порой решаются судьбы отдельных криминальных лидеров. В частности на этих сходках были вынесены приговоры некоторым отморозкам, которые не взирая на авторитеты, лезли на территории влиятельных людей области.
Хотя по словам людей, которые были близко знакомы с Балашовым, он сам олицетворял собой беспредельщика, для которого человеческая жизнь не значила ничего. Мог послать киллеров за неугодными ему людьми, не обязательно связанных с криминальным миром.
ОбъединениеПользуясь своим влиянием и властью, Николай Балашов смог объединить под своим началом несколько преступных группировок. Как только объединение происходило, Балаш уже не считался с авторитетами этих бригад. Кто-то затем пытался выйти из под его влияния, но такие люди всегда гибли, попадая под пули киллеров. Сам вор в законе также подвергался покушениям со стороны своих врагов, однако каждый раз ему удавалось оставаться в живых.
Одно из таких покушений произошло летом 1998 года в Энгельсе, когда он вместе с женой и ее братом Андреем решил посетить кинотеатр «Дружба». Там киллер и открыл огонь. Но видимо свою жертву он плохо знал, так как пули достались именно Андрею, не связанному с криминальным миром. Киллер просто перепутал свою жертву.
Как и у всех криминальных лидеров такого масштаба, у Балаша был заместитель, в лице Игоря Мутенина по прозвищу Сапара. Тот также обладал определенным авторитетом в уголовной среде. Мутенин кстати был хорошим другом Михаилу Лысенко, который начал пробиваться в политику.
В какой-то момент к Сапаре обратился смотрящий по Энгельсу Анатолий Мишкинис, по прозвищу Кабан. С Мутениным у него были хорошие отношения, поэтому смотрящий и вызвал его на доверительную беседу.
Мишкинис видел, что объединившиеся с Балашом авторитеты просто теряют свои позиции, сдавая подконтрольные точки вору в законе. Естественно, что смотрящему не нужна была в городе бандитская «монополия», поэтому Кабан спокойно поговорил с Сапарой, объяснив, что единая власть в лице Балаша опасна для всех. В том числе и для Сапары, который в какой-то мере мог в дальнейшем составить своему шефу явную конкуренцию. Игорь Мутенин был умным человеком, поэтому поразмыслив понял, что действительно неуправляемый и неуравновешенный лидер ОПГ Балаш, в конце концов избавится от своего протеже, как только закончит объединять местные группировки.
Заинтересованность Сапары в устранении Балаша была еще и по тому, что к этому времени Сапара практически подмял под себя весь рынок наркотиков Энгельса. И на этом поприще у него появился союзник из группировки Юрия Нефедова, Михаил Ткаченко. Оба как оказалось, стремились к независимости от своих боссов.
К 1998 году в отношениях Балашова и Мутенина происходит раскол. Сапара был отодвинут в бригаде на третьи роли. Его же место занял лидер банды килеров Андрей Сочан, также объединившийся с Балашом.
Кругом врагиВ начале лета 1998 года на Сапару было совершено покушение. Киллеры стреляли в авторитета, но не успели сделать контрольный выстрел. В итоге Игорь Мутенин был доставлен в больницу в тяжелом состоянии, но выжил. В палату к нему приходил Балашов, который сказал, что покушение организовал криминальный авторитет Юрий Нефедов, с которым у ОПГ Балашова был серьезный конфликт. Через несколько часов после его ухода, к Сапаре пришел сам Михаил Лысенко, который сообщил, что стреляли в авторитета именно по приказу Балаша, а не Нефеда.
Криминальный авторитет Юрий Нефедов — Нефед
В итоге, Мутенин, уже подозревавший своего шефа, поехал к Нефедову, чтобы расставить все точки над «i». Он появился в его офисе и сразу перешел к делу, сказав Нефеду, что от Балашова ему известно, что именно Нефед организовал покушение. Авторитет стал отрицать этот факт. Сапара и Балашов разминулись на крыльце офиса Нефедова всего на несколько минут. Когда Игорь Мутенин уехал, здесь появился вор в законе, и также с ходу сообщил авторитету, что Сапара начал охоту на него.
Потом на суде Юрий Нефедов говорил, что сперва подумал что это какая-то подстава от Балашова и Сапары. Потом Балаш предложил Нефедову объединить свои усилия и ликвидировать смотрящего по Энгельсу Мишкиниса и другого авторитетного в городе человека Сергея Маркина. Нефеду требовалась передышка, чтобы переварить всю информацию, и авторитет обещал подумать и сообщить о своем решении.
На деле же Нефедов встретился со смотрящим, и рассказал ему о том, что произошло. В итоге сам Сапара назначил им встречу, чтобы до конца разобраться в ситуации. Та встреча, состоявшаяся в кафе была судьбоносной. Сапара объявил, что Николай Балашов собирается убить его друга, всем знакомого Михаила Лысенко. Поэтому число лиц, заинтересованных в избавлении от Балашова, возросло. Заговорщики стали разрабатывать план убийства. К этому привлекли Михаила Ткаченко и его знакомого Павла Новокрещенова.
Смертельное покушение на вора в законе было совершено 5 ноября 1998 года, прямо около офиса Юрия Нефедова. Перед своим убийством, Балаш заходил к Нефеду поговорить о делах. В офисе был и Михаил Ткаченко, который при появлении вора, быстро ретировался. Как оказалось, он ушел, чтобы через некоторое время вернуться сюда вместе с Новокрещеновым и оружием.
На могиле убитого Балаша — надпись, намекающая: вора убил кто-то из «своих»
Как только автомобиль вора в законе, стал задним ходом выезжать из двора офиса и почти полностью оказалась на ул. Нестерова, двое киллеров — с масками на лицах, в упор расстреляли Балаша из обреза гладкоствольного охотничьего автоматического самозарядного ружья и пистолета «ТТ». Вор в законе был убит на месте. А киллеры Ткаченко и Новокрещенов сумели скрыться.
ОтмщениеПосле того, как смотрящего по Саратовской области похоронили, его бригадиры принялись за поиски убийц. Самым активным в этом деле был Андрей Сочан. Однако он начал попадать под влияние Сапары (кстати бывшего одноклассника), который неожиданно стал подкидывать ему заказы на убийство некоторых неугодных лиц. Но на одном из сборищ ОПГ Сочана, участники группировки заявили, что считают именно Сапару виноватым в смерти Балашова. Сам Игорь Мутенин на той сходке не присутствовал, и не имел информаторов в этой ячейки когда то мощной империи Балаша, поэтому не знал, что над ним сгустились тучи.
Анатолий Прохоров — Прохор
Прямым текстом обвинил Сапару в убийстве их лидера Анатолий Прохоров по прозвищу Прохор. Он сказал Сочану, что Сапара уже имел опыт устранения воров в законе, ликвидировав в 1996 году по приказу Балаша Шоту — Гагуа, который был недоволен коронованием Балашова. Помимо этого, Прохор пояснил, что у Сапары имелись все причины убить Балаша, так как он подозревал именно своего лидера в покушении на его жизнь, совершенного летом 1998 года.
Бандиты, чтобы проверить свои подозрения, решают поговорить с Михаилом Ткаченко, который за некоторое время до убийства Балаша, присутствовал в офисе Нефеда, а потом неожиданно ушел. Они пригласили его в казино «Эльдорадо», где Анатолий Прохоров начал с Ткаченко доверительную беседу. Он сообщил, что убийц ищут, и в скором времени найдут. И если Ткаченко что-то знает об этом, то должен сообщить немедленно, чтобы потом самому не стать жертвой бандитов. Неожиданно для Прохора, Ткаченко не на шутку перепугался и дал полный расклад по этому преступлению. Ему поверили, и приказали держать язык за зубами.
Игоря Мутенина после этого разговора убьет Анатолий Прохоров. Дальше жертвой бригады Сочана станут ближайшие соратники Сапары Михаил Пономаренко по кличке Шеремет и Андрей Каверин, известный в криминальных кругах как Клаус. Первого задушили в машине, затем закопали в яме в пригороде Энгельса, а второго киллеры вывезли в заброшенный гараж, где его по указанию Сочана застрелил некто Веретельников.
Юрий Нефедов прощается с убитым Ткаченко
Таким образом смерть вора в законе Николая Балашова была отомщена. Кстати Михаил Ткаченко также будет убит киллером в декабре 2000 года.
Жизнь послеПосле такой массовой зачистки, группировки Саратовской области вроде бы стали заявлять о себе реже, пытаясь порой выйти на легальное положение, вкладывая деньги в бизнес. Не у всех это получалось.
Юрий Нефедов на суде
Так в 2005 году Юрий Нефедов будет арестован за вымогательство и отправится в колонию. По некоторым данным, эту посадку криминальному авторитету организовал Михаил Лысенко, которому необходимо было отстраниться от своего компаньона по кровавым девяностым. Пришла пора «отбеливания», и такие люди как Нефед могли стать живым компроматом былой лихой деятельности.
Лидер бригады киллеров Андрей Сочан в 2002 году все таки был признан виновным во многих убийствах, и приговорен к пожизненному лишению свободы. Смотрящий по Энгельсу Анатолий Мишкинис сильно сдаст в здоровье, его признают инвалидом второй группы. Состояние авторитета крайне тяжелое, поэтому какое-то особое влияние на бандитский Энгельс он уже не имеет.
Юрий Нефедов на суде 25 июля 2012 года
Павел Новокрещенов, принимавший участие в убийстве Николая Балашова в 2006 году был осужден на 17 с половиной лет лишения свободы, затем в 2014 году к сроку прибавят еще два года. Юрий Нефедов, заключивший досудебное соглашение со следствием, отправился в колонию строгого режима на 8,5 лет.
Что касается мэра Энгельса Михаила Лысенко, его арестовали в 2010 году. Его обвинили в убийстве Николая Балашова и руководстве бандой. Однако когда начался суд, то обвинение стало трещать по швам. Против мэра дали показания бандиты, уже отбывающие сроки заключения по другим преступлениям. Причем они руководствовались словами своих соратников, уже погибших. Поэтому присяжные не особо рассматривали их показания. Руководство кровавой бандой, которое также пытались вменить Михаилу Лысенко, не подтвердилось, несмотря на то, что Нефедов в свое время дал на суде полный расклад по данному делу.
Странным образом, присяжные в дальнейшем вообще отказались участвовать в деле Михаила Лысенко, и понадобилось время, чтобы набрать новый состав присяжных заседателей. К тому времени все тяжкие обвинения отпали. Но у силовиков на этот случай имелся козырь. Они сумели доказать, что Михаил Лысенко причастен к взятке в 92 миллиона рублей, когда находился в должности мэра Энгельса. Таким образом обвинение пошло только по этому пути. Лысенко был приговорен к семи с половиной годам лишения свободы, и отбывает свое наказание в колонии строгого режима № 10 города Саратов.
Лысенко на суде с участниками ОПГ
10 февраля 2017 года Конституционный суд РФ отказал Михаилу Лысенко в рассмотрении его жалобы, в которой бывший чиновник указывал, что ему не зачли часть времени его содержания под стражей в срок отбывания лишения свободы и не снизили размер наказания. В частности, на основании решения ЕСПЧ следовало снизить меру наказания и зачесть Михаилу Лысенко полтора года (с апреля 2013 года по 13 октября 2014 года), которые он находился под стражей до вынесения решения суда.