Начало 2016 года ознаменовалось для игорного и букмекерского бизнеса рядом законодательных инициатив. Так, еще в середине января на рассмотрение правительству были представлены поправки к Федеральному закону «О лотереях». Немногим позже Виталий Мутко, глава Российского футбольного союза (РФС), министр спорта, заявил о том, что сумма отчислений букмекерских контор в развитие российского спорта составит около 5% от их доходов. В конце марта Правительство РФ одобрило проект Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», в котором предлагается признать налоговыми агентами организации, которые выплачивают или передают выигрыши участникам азартных игр и лотерей, равные или превышающие 15 тыс. рублей. 14 апреля 2016 года президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что поправки в закон о лотереях, разрешающие проведение бестиражных лотерей при помощи лотерейных терминалов и видеотерминалов, приняты не будут.
Одни из последних законодательных инициатив, которые всколыхнули весь бизнес беттинга, были связаны с инициативой определения самостоятельными объектами налогообложения процессинговых центров, букмекерских контор и процессинговых центров тотализаторов, которые проводят учет интерактивных ставок. Государством предлагается установить налог на процессинговые центры в размере от 2,5 до 3 млн рублей за возможность приема интерактивных ставок.
Редакция LoginCasino обратилась к опытному юристу Марии Лепщиковой, чтобы разобраться в вопросах регулирования игорного бизнеса и рассматриваемых государством законопроектах.
Мария Лепщикова — юрист ООО «Правовая Линия», эксперт в юридических вопросах сопровождения игорного бизнеса и букмекерства с более чем десятилетним стажем.
Что было, что есть и что будет с налогами на букмекерский онлайн-бизнес? Повышение налога на прием интерактивных ставок — «право» или «обязанность»?
В текущей редакции Налоговый кодекс РФ гласит, что в соответствии с 336 статьей («Объекты налогообложения») объектами налогообложения признаются:
- игровой стол;
- игровой автомат;
- процессинговый центр тотализатора;
- процессинговый центр букмекерской конторы;
- пункт приема ставок тотализатора;
- пункт приема ставок букмекерской конторы.
«Шесть объектов налогообложения и ничего про интерактивные ставки», — говорит юрист.
Согласно 369 статье о налоговых ставках:
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
- за один игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;
- за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;
- за один процессинговый центр тотализатора — от 25000 до 125000 рублей;
- за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 25000 до 125000 рублей;
- за один пункт приема ставок тотализатора — от 5000 до 7000 рублей;
- за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5000 до 7000 рублей.
2. В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
- за один игровой стол — 25000 рублей;
- за один игровой автомат — 1500 рублей;
- за один процессинговый центр тотализатора — 25000 рублей;
- за один процессинговый центр букмекерской конторы — 25000 рублей;
- за один пункт приема ставок тотализатора — 5000 рублей;
- за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 5000 рублей.
Мария Лепщикова напоминает, что в начале 2016 года власти планировали увеличить сумму отчислений в десять раз, однако на данный момент этот законопроект не рассматривается и не принят.
«В настоящий момент на рассмотрении российских законодательных органов находится законопроект, в соответствии с которым появляются два новых объекта налогообложения, которых нет сейчас (процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора и процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы. — Прим. ред.). Если его примут, то Налоговый кодекс РФ будет содержать:
Статья 366. Объекты налогообложения
1. Объектами налогообложения признаются:
- игровой стол;
- игровой автомат;
- процессинговый центр тотализатора;
- процессинговый центр букмекерской конторы;
- процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;
- процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы;
- пункт приема ставок тотализатора;
- пункт приема ставок букмекерской конторы».
Налоговые ставки (если примут закон. — Прим. ред.)
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
1) за один игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;
2) за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;
3) за один процессинговый центр тотализатора — от 25000 до 125000 рублей;
4) за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 25000 до 125000 рублей;
5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — от 2 500 000 до 3 000 000 рублей;
6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — от 2 500 000 до 3 000 000 рублей;
7) за один пункт приема ставок тотализатора — от 5000 до 7000 рублей;
8) за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5000 до 7000 рублей.
2. В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по следующим налоговым ставкам:
1) за один игровой стол — 25000 рублей;
2) за один игровой автомат — 1500 рублей;
3) за один процессинговый центр тотализатора — 25000 рублей;
4) за один процессинговый центр букмекерской конторы — 25000 рублей;
5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — 2 500 000 рублей;
6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — 2 500 000 рублей;
7) за один пункт приема ставок тотализатора — 5000 рублей;
8) за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 5000 рублей.
Хотелось бы напомнить, что первый центр учета и приема интерактивных ставок (ЦУПИС) был запущен в феврале текущего года. Но, как считает юрист, законы, регулирующие деятельность ЦУПИСа, оставляют много вопросов и во многом не доработаны.
Соответственно после принятия указанных правок каждый букмекер, который станет принимать интерактивные ставки (а это право, а не обязанность) должен будет платить от 2,5 до 3 млн рублей ежемесячно налог за право принимать интерактивные ставки», — говорит
М. Лепщикова.
Касательно самой суммы налогов, то в своем интервью для Login Casino Мария сказала, что при приеме интерактивных ставок налог платится только с ПЦ (процессинговый центр) по интерактивным ставкам. В связи с этим получается: чем больше оборот интерактивных ставок, тем меньшее место сумма предлагаемого налога займет в себестоимости букмекерской услуги по приему интерактивных ставок.
Отчисления в пользу спорта: есть варианты
Эксперт напоминает, что в 2015 году президент Владимир Путин поручил правительству подготовить законопроект об увеличении доходов российского спорта за счёт букмекеров.
«Так появился еще один законопроект о том, что букмекеры могут (не обязаны) заключать соглашения со спортивными федерациями и платить им, а за это у букмекеров будет право рекламироваться во время прямых трансляций спортивных событий этих федераций.
И там тоже речь идет о суммах, которые должны (если хотят пользоваться такими правами) платить букмекеры, — говорит Лепщикова. — По данному законопроекту у меня как юриста также есть ряд комментариев:
60 млн руб. в год – минимальная сумма отчислений на спорт для одного букмекера, если он хочет рекламироваться во время прямых трансляций. На мой взгляд – вопрос первично не в размере суммы как таковой, а в том, что за эту сумму можно получить.
Поскольку «дорого или дешево» стоит та или иная возможность/опция, мы всегда понимаем только через анализ перечня реально получаемого за определенную сумму, полагаю, что если будет «за что», то сразу найдутся желающие платить. Если предложенные за данную сумму возможности будут по факту малоприменимы для зарабатывания денег, то – зачем нужна такая трата.
Пока «то», что за указанную сумму смогут получить букмекеры, в законопроектах выглядит с юридической точки зрения так, что это можно повернуть по-разному. То есть текст законопроекта (как это часто бывает) на данном этапе выглядит неконкретно».
«Неконкретика» в законах или коррупционная составляющая?
Мария Лепщикова объясняет:
«Например:
1) законопроект предполагает дополнить статью 20 новыми частями 3.1.-3.7. Так в ч. 3.2. сказано:
«Целевые отчисления от азартных игр производятся организатором азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе на основании соглашения с не менее чем с одной общероссийской спортивной федерацией по виду спорта или профессиональной спортивной лигой, или иным организатором физкультурного и (или) спортивного мероприятия, на спортивные мероприятия или физкультурные мероприятия которого он принимает ставки, об использовании символики, наименования физкультурных и (или) спортивных мероприятий, заключаемого в соответствии с настоящей статьей».
Получается, что одно соглашение может быть хоть с одной «спортивной организацией», хоть с десятью одновременно (по одному соглашению).
При этом в ч. 3.5 указано:
«Целевые отчисления организатора азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах по каждому заключенному соглашению устанавливаются в размере 5 процентов, но не менее 3 миллионов рублей, от базы расчета, определяемой в соответствии с частью 3.4 настоящей статьи, и рассчитываются самостоятельно каждым организатором азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах».
Совершенно понятно, что «не менее 3 миллионов» по одному соглашению с ОДНОЙ «спортивной организацией» — это совсем не равно «не менее 3 миллионов» по одному соглашению, но одновременно с ДЕСЯТЬЮ «спортивными организациями».
По-моему, разница очевидна. А текст закона оставляет большое поле для маневра. Кому-то этот «маневр» под силу, кому-то, возможно, в меньшей степени доступен, зависит от «отношений». Ведь «спортивные организации» могут наотрез отказаться вписываться в ОДНО соглашение с одним букмекером и требовать отдельных соглашений с каждой по «не менее 3 миллионов», а могут и согласиться подписать вдесятером одно и пилить «не менее 3 миллионов» на всех по этому одному соглашению.
Часть 3.5. гласит:
«При этом общий объем целевых отчислений, выплачиваемых организатором азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах по всем заключенным соглашениям, не может составлять менее 15 миллионов рублей».
Следовательно – чем больше соглашений, тем ниже «себестоимость»?
Часть 3.2.:
«Порядок заключения таких соглашений и обязательные условия таких соглашений, включающие, в том числе порядок направления соответствующих целевых отчислений, устанавливаются Правительством Российской Федерации»
Правительство установит, Правительство в любой момент поменяет установленное ранее на новое – словом, конкретики в тексте законопроекта нет.
Но: не хочешь рекламироваться предложенным способом – не плати, не заключай соглашения.
Законопроект предусматривает это как право, а не как обязанность.
В норме законопроекта (ч. 3.2):
«Целевые отчисления от азартных игр производятся организатором азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе на основании соглашения с не менее чем с одной общероссийской спортивной федерацией по виду спорта или профессиональной спортивной лигой или иным организатором физкультурного и (или) спортивного мероприятия, на спортивные мероприятия или физкультурные мероприятия которого он принимает ставки, об использовании символики, наименования физкультурных и (или) спортивных мероприятий, заключаемого в соответствии с настоящей статьей».
Я вижу не обязанность всем поголовно заключить соглашения хоть с одной «спортивной организацией», а всего лишь то, что одно соглашение может быть хоть с одной «спортивной организацией», хоть с десятью одновременно (по одному соглашению). Тут присутствует огромная коррупционная составляющая», — говорит юрист.